Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий о высшей духовной школе, христианской семье и современной жизни
- Ваше Высокопреосвященство, Вы стоите во главе Самарской епархии с 1993 года. Многое изменилось в жизни страны и Церкви за эти 18 лет. Какие наиболее важные этапы новейшей церковной истории Вы могли бы выделить на основании Вашего архипастырского опыта?
- 23 февраля 1993 года Священноначалием я был направлен на Самарскую кафедру. Конечно, мне было тяжело расставаться с местами, к которым уже привык, где я начал свое пастырское, а затем и архипастырское служение. Оно начиналось на Ростовской кафедре: помощником правящего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне Глава Украинской Православной Церкви), а спустя 5 лет я стал викарным епископом Азовским.
Находясь под внимательным и чутким руководством владыки Владимира, который был всеми любим на Ростовской земле, я многому научился. Мой духовный наставник известен всему Православному миру не только своими яркими проповедями, но и активной общественной деятельностью. В сложное атеистическое время митрополит Владимир сумел возродить духовную жизнь, наладить активное пастырское служение на юге России, весьма пострадавшем в эпоху безбожия.
Владыка сумел своим авторитетом противостоять разрушению храмов и удержать бразды духовного правления кафедрой. Он пользовался авторитетом в общественных кругах и за границей, долгое время возглавлял Московские духовные школы. Владыка-митрополит поражал окружающих эрудицией, образованностью. Его проповеди доходили до сердца всех слушающих. Он участвовал в работе Фонда мира, который являлся тогда единственной общественной трибуной, где могли выступать иерархи и наши священнослужители и иерархи, чтобы свидетельствовать о позиции Церкви, Ее видении окружающего мира. Вспоминается его первое выступление на форуме, который проходил в Ростовской епархии. К участию в нем были привлечены известные общественные деятели, руководители области и республики. Владыка покорил всех своим выступлением. И тогда первый секретарь обкома заметил, что нельзя больше приглашать таких ярких ораторов из церковной среды, способных увлекать людей за собой.
Но Владыку все равно знали во всем мире. Тогда такие люди были нужны нашему строю, чтобы с выгодной стороны показывать режим за границей, вот якобы какая у нас в Союзе свобода совести. Естественно, при любой возможности Владыка выступал с проповедью. Мы пытались уже в то советское время наладить издание православной газеты, потом журнала, и Владыка сумел создать хороший, работоспособный коллектив. Он заложил главные основы, построил фундамент для дальнейшего возрастания и процветания епархии.
Я, конечно, все это видел, и многому учился. Прежде всего, умению выстраивать отношения с людьми, дипломатичности, что потом очень пригодилось в моем новом служении.
Решением Синода мне, Божией милостью, было предписано переехать на богоспасаемую Самарскую землю и возглавить здесь архиерейскую кафедру. У меня здесь были знакомые, сокурсники, я приезжал в Самару до своего назначения два раза. Блаженная Мария Ивановна предсказала мне тогда, что я приеду на Самарскую землю в качестве архипастыря.
Как и теперь была весна, распутица. Город выглядел неприглядно, в глаза бросалось обилие ветхих домов, разбитые дороги, большие и грязные лужи. Зато люди порадовали душевной теплотой и благоговением.
Главная и первая задача, которую я поставил перед собой, стала организация духовного образования, подготовка пастырей и церковнослужителей. Поэтому большое внимание сразу было уделено организации работы Духовного училища.
В те годы страна вступила в период перестройки. Руководство государства перестало пугаться слов: «вера», «Православие», ушла в небытие враждебность к Церкви и к священнослужителям. Училище через два года стало семинарией, и я взял бразды правления Духовной школой на себя.
Слава Богу, за эти годы во многом мы преуспели. Прежде всего, я стремился объединить все интеллектуальные силы области, как духовные, так и светские в борьбе за достижение общей цели. Она заключается в воссоздании образа Божия в человеке. Эта благородная цель может быть достигнута только через максимальное насыщение образовательного пространства нашим исконным духовным наследием. Семинария явилась весьма эффективной базой для проведения крупных просветительских мероприятий: конференций, симпозиумов, церковно-государственных форумов с подключением общеобразовательной и высшей школы.
Мы создали вместе с Самарским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования действенную систему формирования преподавателей «Основ православной культуры». За эти годы выпущено много сотен специалистов, которые теперь могут квалифицированно преподавать этот предмет. Пока шла полемика, вводить или нет ОПК в образовательное пространство, мы в регионе поэтапно делали свое дело, и теперь у губернии есть реальная возможность возглавить процесс внедрения в школы России предметов духовно-нравственного цикла, на что сейчас есть политическая воля руководства страны.
В настоящее время осуществляется следующий этап духовного просвещения: создание теологических кафедр в вузах области. Сегодня они реально действуют в семи ведущих вузах губернии. Это уже немало.
Еще одно нововведение, которое мы начали воплощать в жизнь Самарской губернии - создание епархиальных духовно-образовательных центров. Они показали себя еще эффективнее, чем традиционные воскресные школы. Создание таких центров позволяет вести внешкольную и кружковую работу, с помощью муниципалитетов оплачивать работу привлеченных из общеобразовательных школ учителей. Духовно-образовательные центры дополнительного образования открываются, прежде всего, на базе вновь создаваемых приходов.
Так сложилось, что под храмы в нашей епархии приспосабливались, как правило, заброшенные столовые, разрушенные детские сады, ясли. От них, к сожалению, отказывались хозяева: заводы, комбинаты, учреждения. Муниципалитеты не могли или не хотели тогда их финансировать, и мы, с Божией помощью, на свои средства и при содействии благотворителей обустраивали там приходы. Ныне мы вовлекаем в воспитательный процесс на базе этих объектов те же муниципалитеты и образовательные учреждения. В этом году мы снова «выбили» ставки для наших преподавателей. Прообразом этих центров были в советскую эпоху дома технического творчества и дворцы пионеров, где проходили занятия по интересам: спортивной, технической и творческой направленности. С помощью СИПКРО мы разработали Устав такого центра. Конечно, дети у нас приобщаются и к традиционной культуре: осваивают народные промыслы, изготавливают предметы, необходимые для богослужения, обучаются азам духовного пения, православной журналистики.
Я думаю, что за этими центрами будущее. Ведь мы спасаем детей и подростков от влияния улицы, криминальной среды, от наркотиков, от растления. Божией милостью, создано уже более 60 таких центров. Полагаю, что через определенное время эта работа принесет достойные плоды в деле воспитания подрастающего поколения.
Духовенство Самарской и Сызранской епархии провожает ковчег с десницей Иоанна Крестителя. 2006 г. Фото: Фонд Андрея Первозванного |
- Ваше выступление на минувших Рождественских чтениях было посвящено проблемам современной семьи. Очевидно, что институт семьи в современном секулярном обществе находится в глубоком кризисе. Владыка, на Ваш взгляд, можно ли что-то сделать не только на уровне изображения идеала семейного союза, но и на уровне практического привнесения в жизнь наших современников тех начал, которые в минувшие века позволяли семье быть крепкой и надежной?
- Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью. Богом предусмотрено, чтобы в браке рождались дети. Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять разные ухищрения, чтобы избежать зачатия ребенка. Желая детей, родители готовятся к подвигу рождения и воспитания ребенка, готовятся отдать ему свою заботу и любовь, свои силы и жизнь. Эта жертвенная любовь скрепляет семью. В многодетных семьях развод — редкое явление. Поэтому Церковь призывает всех чад сохранять верность закону Божию о человеке, радоваться каждому новому ребенку как дару Божию, залогу любви и семейного счастья.
Необходимо воссоздавать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни.
В современных условиях важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое уже через несколько лет начнет реально участвовать в созидании нашей истории, переоценить невозможно. Церковь всегда обращала особое внимание на проповедь, обращенную к детям, души которых столь восприимчивы к добру и правде. Поэтому забота о детях в приходе не может ограничиваться только воскресной школой. Приходская жизнь должна охватывать все стороны жизни ребенка. Люди должны знать свою историю — это укрепляет их духовно, и мы должны учить истории тех, кто приходит к нам — и детей, и взрослых. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многому научить.
Церковь, православная вера остается величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское. Ныне нам предоставлена возможность свободно совершать свое служение в общенациональном масштабе. Это не только поможет нашему народу выжить, но и будет способствовать его плодотворному творческому развитию.
Нам представляется, что достижение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, что есть благо, а что — грех. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, то именно просвещенная религиозность — а не политкорректность — позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.
Это весомый аргумент рассматривать повсеместное преподавание Основ религиозной культуры как дело крайне насущное, особенно в нынешней ситуации, когда в стране больше нет общенациональных детских и молодежных организаций, а подрастающее поколение зачастую оказывается беззащитным перед лицом человеконенавистнических идеологических соблазнов и лжеучений века сего.
Необходимо наладить регулярную помощь многодетным семьям — этим настоящим подвижникам сегодняшнего дня. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, так как каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми. Следует помнить, что от усердия всех церковных людей зависит воспитание нового поколения христиан и что любое наше дело, пусть самое незначительное, но служащее воспитанию детей, не напрасно, оно принесет свои плоды. Время, отданное детям, никогда не бывает потраченным впустую.
Священнослужителям, имеющим постоянное общение с молодым поколением, необходимо иметь в виду, что наступила совершенно другая, не похожая ни на какие прежние времена эпоха, когда от нас требуется отдать все силы именно заботе о воспитании. Молодой человек, а тем более ребенок, очень восприимчив и гибок. Нам нужно довести до сознания каждого ребенка, что человек несет в себе образ Божий, нужно воспитывать в детях уважение к семейным ценностям, любовь к родителям, отчизне, своему народу. Надо сделать своеобразную прививку душе ребенка, чтобы создать иммунитет к «массовой» культуре, на которую так падок духовно незрелый человек, создать в сердце и уме ребенка защиту от того, что нередко несут средства массовой информации.
Губернатор Самарской области Владимир Артяков передал в дар Самарской и Сызранской епархии образ святого великомученика и целителя Пантелеимона, освящённый на мощах святого на горе Афон |
- Самарская епархия известна своим активным взаимодействием с нашим казачеством. Как конкретно развивается взаимодействие епархии и казачьего сообщества, какие перспективы у этого взаимодействия?
- Глубоко символично, что именно на волжских берегах, прославленных подвигами и трудами легендарных казаков, имена которых стали символом защиты рубежей Святой Руси и православной веры от набегов и нападок различных врагов, происходят видные изменения в жизни современного казачества. В наши дни Волжское казачество, отмечающее свое 450 - летие, остается верным идеалам, завещанным от славных предков. Поистине, пришло время, когда казачество России и нашего Волжского войскового казачьего общества стоит на пороге новых и, искренне надеюсь, позитивных перемен. Во многом это зависит от всех нас. В Самаре не так давно прошло заседание Совета по делам казачества при Президенте России. Наши уважаемые гости - участники заседания Совета, представители Войсковых казачьих обществ всей страны решали, в каком направлении пойдет история, как именно будет возрождаться в третьем тысячелетии проверенный веками традиционный уклад жизни, устоявшийся в казачьей среде. Отрадно видеть, что государственная власть всерьез озаботилась этой проблематикой и прилагает немалые усилия для того, чтобы тысячи наших сограждан-казаков вернулись к вечным духовно-нравственным ценностям родного Православия, к традициям воинской славы и патриотизма. Только объединив усилия самих казаков, светской власти и духовенства мы сможем стяжать успех в этом благородном деле, не должна остаться в стороне и наша славная молодежь. Пусть девиз «Никого не устрашусь», начертанный на казачьих знаменах Волжского войска еще в 18 веке, остается действенным и в наши неспокойные дни. Молитвенно желаю всем казакам – как убеленным сединами, так и совсем юным - духовного преуспеяния, крепости сил в служении Отечеству, процветания и новых успехов. Пусть преумножатся традиции ратного служения Отечеству, путь развиваются социальные проекты, направленные на воспитание детей и подростков, на поддержку казачьих кадетских корпусов, а в конечном итоге - на духовное возрождение России, укрепление ее суверенитета, сохранение самобытности нашего богоспасаемого Отечества.
- Самарская духовная семинария – одно из тех учебных заведений Русской Православной Церкви, которое всегда старалось быть в авангарде тех духовных школ, которые откликаются на вызовы времени. Теперь, когда начат новый этап реформы духовного образования, предстоит разделение семинарий на четырехлетние и шестилетние, будете ли Вы стремиться к тому, чтобы в Самарской семинарии была создана магистратура, или считаете, что для региональных духовных школ достаточно бакалавриата?
- Надо сказать, что СамПДС действительно стала центром духовной жизни епархии. Она помогает организовать масштабную работу по всем направлениям образовательной деятельности. И естественно, для меня семинария очень важна во всех отношениях. Учебный комитет РПЦ включил нашу СамПДС в проект магистратуры. Сегодня нас радует решение Президента РФ о введении государственного стандарта в области духовного образования. Думаю, это будет способствовать сближению духовного и светского образования. Мы получим аккредитацию и займем достойную нишу среди вузов. Это весьма важно для духовной жизни общества. Уверены, что такое решение поможет сориентировать нашу интеллигенцию на исконные христианские ценности, которые, к сожалению, во многом были утрачены, что негативно сказывается на состоянии общества. Мы видим, что происходит в Европе, отступившей от Христа. Честные ученые во Франции, Германии и других странах прямо говорят, что если Россия, особенно ее интеллигенция, возвратится к православной вере, то обеспечит полное свое возрождение. Наши соседи по европейскому дому предостерегают от ошибок, которые сами совершили. Сегодня даже такие международные институты как ПАСЕ и ЮНЕСКО понимают, что «христианские идеи достоинства, свободы и нравственности, в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом личной и общественной жизни». Поэтому христианские ценности сегодня востребованы во всем мире, это важно для его будущего.
Мне бы хотелось, чтобы изучением нашего исторического наследия, святоотеческой православной традиции были проникнуты все учебные программы. Только тогда будет духовно и материально обустроено наше Отечество.
- Видимым знаком сотрудничества с высшей светской школой в Самарской епархии явилось создание храма святой мученицы Татианы при Самарском государственном университете. В чем Вы видите роль домовых храмов при высших учебных заведениях в современной российской действительности, и какие еще формы сотрудничества епархии и высшей школы существуют в Вашей епархии?
- Домовые храмы есть и при Самарском государственном техническом университете, при Поволжском университете путей сообщения, при Самарской гуманитарной академии, строится Свято-Алексеевский Богословский институт в Тольятти. Это будет настоящий православный институт по образцу Свято-Тихоновского богословского в Москве. Здесь планируется открыть пять кафедр: философии, иностранных языков, журналистики, культурологии, искусствоведения. Новый вуз будет готовить теологов, философов, политологов, журналистов, переводчиков, специалистов в области христианского искусства, иконописи, регентов, катехизаторов, миссионеров, преподавателей гимназий и лицеев гуманитарного профиля, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов.
В своей деятельности Православный институт будет руководствоваться законами Российской Федерации об образовании, о свободе совести и религиозных объединениях, Уставом РПЦ и законодательством РФ в области образования. Я думаю, что он поможет нам осуществлять просветительскую деятельность как в нашем, так и в других регионах, поскольку в него будут поступать студенты из различных областей нашей Родины.
У нас две прекрасно развитые межвузовские кафедры: православной педагогики и психологии, а также теологии и истории религий. Думаю, это только начало.
Домовый храм святой Татьяны при Самарском государственном университете |
- Вашими предшественниками по кафедре в Самаре были известные всей России иерархи митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев). Как их память и опыт их исторического служения сохраняются и передаются для нынешних поколений духовенства и верующих?
- «Поминайте наставников ваших…» - эти слова сопровождают путь каждого семинариста, каждого пастыря. Ежегодно в актовый день мы служим заупокойную литию перед Поклонным крестом во внутреннем дворе семинарии и вспоминаем всех наших учителей наставников, и, конечно, святителей, моих предшественников на кафедре. Галерея портретов всех самарских архиереев украшает стены семинарии. Труды владыки Иоанна большими тиражами выходили в местных издательствах. В нашем епархиальном музее есть памятная келья владыки Мануила. Оба они глубоко почитаемы в народе.
- Владыка, из Вашей автобиографии мы узнали, что в детстве Вы очень любили рыбалку. Остается ли сейчас у архиерея хоть несколько свободных часов для досуга и неделового общения? Можете ли Вы позволить себе сегодня что-то подобное той рыбалке, и если да, то не согласитесь ли рассказать о своих увлечениях?
- Свободного времени мало, почти нет. У себя на даче стараюсь трудиться по саду, дышу свежим воздухом, выполняю небольшие физические упражнения. Рыбалку люблю и теперь. Сейчас в селе Винновка по проекту архитектора Харитонова мы при поддержке областного правительства строим монастырь. Для меня это большая радость. Монастырь этот будет украшением волжских берегов. У нас на берегах Волги нет ни одного типового монастыря, а в других регионах есть. Это будет настоящий просветительский центр. Мы там создаем хорошую библиотеку, проводим заседания разных кафедр, общаемся, иногда рыбачим в кругу единомышленников, варим уху, отдыхаем. Из любимых писателей у меня Достоевский и Лесков. Думаю, еще для многих поколений они будут нравственными и духовными наставниками. Оба - глубокие психологи. Любимый мой поэт – Есенин, земляк, наш рязанский, учился у нас в районном центре Спас-Клепики.