Назад к природе
Первые авторы лэндарта в 1960-е годы в США взяли природу в качестве главной темы и главного материала своего творчества. Казалось, ничего нового они не придумали. Но их работы стали одним из лучших ответов на вопрос о том, что такое человек и художник перед лицом природы сегодня.
Человек изначально был призван возделывать окружающий мир, удивляться его красоте и прославлять его Создателя. Даже первобытным племенам была присуща некоторая скромность в этом отношении. Они не страдали «гигантоманией», осваивая огромные площади, а только запечатлевали отдельные моменты из своей жизни, неотделимой от природы, которую они боялись и которой были полностью подчинены. Чувствуя нечто большее, стоящее за окружающим их миром, они были не в силах понять и объяснить это, поклонялись отдельным свойствам природы.
Можно сказать, что позже человек стал более гордым в этом смысле - по мере того, как учился управлять этими свойствами: поля, ирригационные системы, огромные сооружения, до сих пор поражающие нас своим размахом. При этом человек все еще чувствовал себя зависимым от сил природы и подчинялся им, но только считал, что научился с ними «более выгодно» договариваться. Главной темой искусства, почти полностью сакрального, оставались природные и жизненные циклы.
Наконец, человек и художник обратились к душе и телу. В Греции и Риме даже силы природы уже почти неотличимы от самого человека, хотя они все еще сильнее его. А искусство воспевает человека и его гармонию с окружающим миром. Оказывается, душа и тело прекрасны и достойны изображения и подражания. Даже храмы строятся уже не только для богов, но и для людей...
В христианском искусстве природа становится прежде всего символом, фоном или орнаментом. Художники выбирают драгоценное - лучшее, что возможно найти на земле, - и нематериальное - свет. Это способ обозначить духовное с помощью камня и металла. То есть природа является послушным посредником, инструментом для художника.
Так, постепенно, природа и человек отдаляются от тесной связи друг с другом в искусстве, и уже первая подчиняется художнику. Появляется пейзаж, в котором главная тема - отношения между человеком, художником и природой. Часто через нее передается именно человеческая гамма чувств, даже если в картине подчеркивается совершенство природы и несовершенство человека. Неизменное восхищение художников вызывают люди, живущие в полной гармонии с природой, «на земле». Приближается эпоха индустриализации, и их становится все меньше.
В ХХ веке человеку уже не до природы - новую грань приобретают вопросы личности, свободы, войны и мира. И только немного оправившись от трагедий первой половины столетия, он вновь вспоминает об окружающем мире, который, оказывается, уже сам нуждается в защите.
Итак, что же такое природа сегодня - друг, сосед, прислуга? Почему мы находим так много общего между ее жизнью и нашей? Ведь все-таки человек не высший примат, а нечто большее, и любой художник знает это. Поиск ответов на эти вопросы и загадочная связь природы и творчества - вот что стало основной проблемой лэндарта и привлекло к нему зрителей.
В 1960-е годы первые художники лэндарта (одни из самых известных - Роберт Смитсон и Майкл Хайзер) в США создают несколько произведений этого «экологического» направления в искусстве. Они работают, взяв за основу землю, воду, деревья - вообще все природное, как таковое. Но это не ландшафтный дизайн или скульптура, а объекты, настолько слитые с природой, что порой их не отличишь от одной из ее причудливых форм. Прежде чем создать такое произведение, художник может долгое время изучать и переживать тот природный уголок, в который ему предстоит поместить свою работу. Этот «подготовительный» этап - важная составляющая творческого процесса, результат которого и должен передаться зрителю. Другая существенная и ценная черта работы над лэндарт-объектом - необходимость потрудиться над ним довольно большому количеству людей, а не только самому художнику, автору будущего произведения. Получается, что это уникальное направление современного искусства: в нем главную роль играет сотворчество природе, а художник - соработник, тонкий зритель, задачей которого является понять, почувствовать природу того или иного уголка. Кроме того, скромность художника усиливается необходимостью поработать на земле с другими людьми. Причем в результате получается хрупкое негромкое произведение, которое в любой момент может быть случайно разрушено человеком или погибнуть вследствие каприза природы, частью которой оно и становится, переживая смены дней и ночей, времен года.
Показательный пример - Гриздайльский лес в Англии, который начал осваиваться художниками в 1970-е годы. Здесь многие художники создали уникальные объекты - от традиционных скульптур до удивительных конструкций. Дэвид Нэш поселил сюда «Лесной поток» - «комбинацию бегущей воды и леса», которая случайно чуть не была разрублена. А Ричард Хэррис посадил в лесу «Полую ель» - из веток, переплетенных в виде полусферы и с растущим сквозь нее ельником.
В современном отечественном искусстве сегодня также находится место лэндарту, однако он совсем недолговечен, не столь масштабен и зачастую лишен своих главных черт. Наши художники умеют создавать временные объекты на основе природных ресурсов, однако вместо вечного искусства часто получается вторичный китч. Кроме того, увы, в России финансовая зависимость произведений лэндарта сильно сужает его развитие - до пределов частных дач и парков. Видимо, не до конца еще мы оценили просторы и дух Русской земли или же не до конца от нее оторвались, чтобы воспринимать ее как объект для большого искусства... В любом случае опыт лэндарта доказывает, что подлинное искусство - это прежде всего сотворчество Богу и поиск. А настоящий художник, даже далекий от веры, чувствует это и умеет передать с помощью своих произведений, будь то классическое или современное искусство.