К вопросу о толерантности и экстремизме в современном обществе

К сожалению, в современном обществе понятие толерантность используется и толкуется слишком широко, и каждый оратор, только лишь употребляя этот термин, уже вынуждает аудиторию согласиться с его доводами, невзирая на то, что человек на самом деле имеет в виду. Ведь аудитории нельзя быть не толерантной.

Однако, такое нечеткое понимание приносит уже свои негативные плоды. Так, запрет на пропаганду нацистских убеждений в Германии расценивается некоторыми правозащитниками как нарушение принципов толерантности, ведь каждый человек, в том числе и нацист, имеет право свободно высказывать свои убеждения, и общество (при широком понимании толерантности) обязано быть терпимым к этому, если он не совершает противоправных действий.

На западе известна проблема с так называемыми сексуальными меньшинствами, когда работодатель не может уволить проштрафившегося сотрудника нетрадиционной ориентации, поскольку тотчас же будет обвинен в сексуальной дискриминации. А кое-где под прикрытием толерантности дискриминации подвергаются уже люди традиционной ориентации, но опять-таки правозащитники оказываются на стороне меньшинства.

Хочется спросить аудиторию, нужно ли проявлять толерантность к поведению гомосексуалиста, совращающему вашего 16-летнего сына? Если широко толковать понятие толерантности, то ваш ребенок (равно как и совратитель) вправе сам выбирать, с кем ему общаться, а вы не имеете права препятствовать выбору. Слишком широко понимая толерантность, мы можем прийти к полнейшему абсурду. Известный американский идеолог либеральной философии и теории справедливости Джон Ролз ставил в своих работах вопрос о необходимости разумных границ проявления толерантности. Вопрос в том, кто и как проводит эти границы. Например, возможно ли толерантное отношение ко всему, в том числе и к чужой нетолерантности?Нужно ли быть терпимым к проявлениям нетерпимости в других, ведь нетерпимость это тоже позиция, которую нужно принимать и уважать?

Если под толерантностью понимать отсутствие активной жизненной позиции, безразличие, безвольное соглашательство с любыми чужими мнениями и поступками, то такая толерантность опасна для общества. Еще более опасен в таком случае запрет на нетолерантность, ведь это фактически запрет на противодействие негативным общественным явлениям. К сожалению, многие современные прозападные идеологи проповедуют именно такую «толерантность».

Если же мы под толерантностью понимаем добрососедские отношения, то для христианина этот вопрос решен уже две тысячи лет назад, в самом зарождении христианской религии, культуры и нравственности. (Нужно сказать, что многие общечеловеческие ценности были провозглашены впервые именно христианскими проповедниками). Перед Богом нет ни национальности, ни пола, все равны. Это было сказано апостолом Павлом (Послание апостола Павла к Колоссянам III, 11). Все люди – одна семья. Именно по этому традиционное обращение верующих друг ко другу – братья и сестры. Христос призывал последователей быть подобными Богу и относится с добром к человеку независимо не только от его убеждений, но и от его праведности: «и будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея V, 45). Так, одинаково ко всем должен относиться каждый христианин, и мы видим в истории: там, где люди полностью руководствовались этими принципами, не было этнических и религиозных конфликтов.

Однако, христианин должен называть вещи своими именами, грех называть грехом, обман – обманом, воровство – воровством, блуд – блудом, и извращение – извращением. Но, осуждая грех, христианин обязан не переносить это осуждение на личность человека. Осуждая грех не осуждать человека и наше негативное отношение к поступку как таковому не должно накладывать отпечаток на наше отношение к самому человеку.

Еще несколько слов о религиозном экстремизме. Ни одна традиционная религия не призывает к экстремизму. Более того, история нашего Отечества дает нам прекрасные примеры мирного сосуществования совершенно разных религиозных систем, таких как христианство, ислам, буддизм. При всех филосовско-богословских противоречиях и жестких религиозных спорах, люди жили мирно, спокойно общались и на государственном, и на бытовом уровне, делясь друг с другом богатством своей культуры.

Однако девиантное поведение присуще и некоторым религиозным деятелям. Это называется на религиозном языке ересью или сектантством. Лидеры таких течений,  прикрываясь высокими идеалами одной из традиционных религий, на самом деле преследуют военные, политические, финансовые, или даже личные психологические цели, теми или иными способами заставляя людей следовать за собой. Эти религиозные движения таят в себе серьезную опасность для мира и спокойствия. Примерами такого религиозно-девиантного поведения могут быть и самосожжения сектантов и газовые атаки в токийском метро, и идеология ваххабизма в исламе, и многое другое.

Сегодня в России множество сект, большинство из которых иностранного, в основном американского происхождения. Сектанты почти исчезли с улиц, но они рвутся к власти, завязывают знакомства с большим бизнесом, проникают в правоохранительные органы, исправительные учреждения, лоббируют свои интересы на самом высоком уровне, обманными путями добиваются государственного финансирования своих проектов, и это несет серьезную угрозу безопасности как в целом для страны, так и для конкретных социальных ячеек, где проявляется сектантская деятельность. Особое внимание сектанты уделяют вербовке молодежи как наиболее активной части общества.

Должны ли мы проявлять толерантность к сектантам? Человек имеет право исповедовать любую, даже самую несуразную и фантастическую религию, это его выбор, но мы обязаны предупредить общество, что этот выбор может быть опасен для физического и психического здоровья, поскольку под личиной религиозного деятеля часто скрывается человек, одержимый далеко не религиозными идеями, готовый пожертвовать всем и всеми ради воплощения своих идей.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале