Размышления перед Великим постом: Мнози борют мя страсти...
Для меня важно чтение особенно близких мне по духу и времени подвижников благочестия. Тех, которых мы можем назвать нашими современниками. Их жизнь усваивается нами как пример жизни человека нашего времени. Ощущение близости к нам этих людей делает нашу жизнь возможной на их примере. Очень часто можно слышать: «Тогда спасались - это возможно, сейчас - ну никак невозможно!» Свидетельство современных нам подвижников о Христе самой их жизнью делает и нашу духовную жизнь возможной или убеждает нас в возможности таковой и сейчас, в XXI веке.
Хорошие привычки не столько делают человека свободным от страстей и привязанностей, сколько уподобляют его духовную жизнь лошади, снаряженной к езде. Когда мы снаряжаем лошадь, мы делаем ее управляемой, мы можем ехать на ней в нужном нам направлении. Борьба со страстями и есть управление себя, своей духовной жизни посредством хороших привычек.
Борьба со страстью начинается с понимания того, что жить с ней очень опасно. Как с болезнью. Если ты сегодня начал кашлять и у тебя поднялась температура, можно сказать себе: «Ничего, завтра-послезавтра все само собой пройдет». При таком отношении можно себя подвергнуть смертельной опасности, когда болезнь перейдет в тяжелую и затяжную стадию. И пока я не пойму, что если сейчас я не начну бороться с недугом, то погибну, не будет никакого сопротивления болезни. На мой взгляд, борьба с любой страстью должна начинаться именно с этого глубокого убеждения. Неборение приведет к гибели. Езда на плохо снаряженной лошади приведет к тому, что можно покалечиться или вовсе разбиться насмерть.
Иногда страсть начинает в нас жить тогда, когда мы начинаем ее судить и раскладывать в других и незаметно сами прилепляемся к этому. Врач, когда подходит к пациенту, всегда помоет руки с мылом, чтобы не заразить больного своими микробами. Сделает это же после того, как попрощается со своим пациентом, но уже для того, чтобы на себе не унести чужих микробов, не оставить для себя риска быть зараженным этой болезнью. И даже во время общения с больным он предусмотрит элементарные средства защиты. То же должно происходить и у меня, но на каком-то привычном уровне, эта безопасность должна стать совершенно естественным моим устремлением.
У каждого, конечно, свои страсти, но понимание их губительности заставляет человека вырабатывать элементарные правила и им следовать. Я нечасто езжу в метро, но каждый раз, когда сажусь в поезд, вижу на каждой двери надпись «НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ». И каждый раз думаю: «А для кого это написано, кто на это обращает внимание?» И получаю ответ тогда, когда смотрю на повадки пассажиров. Когда останавливается поезд, то все почти автоматически отслоняются от дверей, хотя спиной-то не читают. Так вот однажды прочитанное, усвоенное, упавшее в глубину и проросшее слово дает свои плоды. Люди дошли до автоматизма в данном случае, сохраняя свою жизнь. В духовной жизни должны быть такие же усвоенные принципы, которые должны вызывать такую же реакцию, когда ты находишься в опасной ситуации.
Перед тем как с чем-то бороться, нужно определиться в том, действительно ли оно не нужно и вредно. Есть ли в этом такая жизненная необходимость, без которой я не смогу? Действительно ли это так, или же этот тот самый блин, который после Евангельской проповеди может стать и блином Масленицы? Может ли эта вещь во мне жить как в христианине, не возвращая меня к состоянию до моего крещения? Конечно, есть вещи, которые не могут мне помешать или повредить как христианину. Важно мое отношение к ним.
Вот я сейчас на грани выбора нового мобильного телефона. Потому что тот, который есть, морально устарел. Что для меня этот выбор? Заполняет ли процесс выбора аппарата место во мне, которое должно заполнять утренним молитвенным стоянием перед Богом? Должен ли я потратить часы времени на изучение аналитических статей, которые убедят меня в том, какой правильный выбор я должен сделать? Я должен честно себе ответить, что в этот момент мною движет. Как только я себе ответил, дал отчет в происходящем, начинается самое тяжелое.
Почему? Знаете, быть патриотом в окопе, когда все пошли на штурм, - это уже не быть патриотом. Ты понимаешь: за твоей спиной Родина, родные, друзья. Но ты должен сделать подлинный шаг, решиться рискнуть. Да, это может быть больно, может быть, придется пролить кровь, но только тогда ты будешь защитником. Христианином ты можешь быть только тогда, когда можешь от чего-то добровольно отказаться, пусть с кровью, но вылезти из окопа. Что ни говори, сколько ни разглагольствуй, если пришло время сражаться, в нашем случае, например, помолиться, то нужно все суметь выключить, оторваться от всего и помолиться. Если к тебе пришел человек, требующий участия, то необходимо постараться все свое забыть и поучаствовать в его жизни, отдаться тому служению, служению ближнему, которого от тебя ждет Господь.
В каком-то отношении это и есть проявление бескровного мученичества, которое имеет место быть в жизни каждого православного человека. Конечно, многие вещи возвращаются и начинают мучить иной раз, но уже не так безусловно, как это было до твоего от них отказа. Здесь можно вспомнить хорошее святоотеческое поучение о том, что не каждый приходящий благой помысел нужно тут же исполнять, а наоборот, нужно несколько помедлить. И только потом приступать к этому делу.
Почему же нужно медлить? Да потому, что сначала нужно успокоить все свои чувства, нужно подождать, пока улягутся все твои эмоции, все твои переживания от увиденного и услышанного. Медление позволяет человеку перейти из состояния ужаса в состояние веры. Я имею в виду ту ситуацию, в которую попали апостолы, находящиеся в лодке на Генисаретском озере. «Иди ко мне!» - говорит Христос апостолу Петру, возвращая его тем самым в состояние веры. Момент успокоения бури должен всегда присутствовать, потому что только в состоянии веры можно пройти через бурю.
Часто говоришь себе: «Когда же, наконец, эта страсть в тебе умрет?!» Опыт тех духовных людей, которым я доверяю, убеждает меня в том, что скорее не нужно стремиться искоренить в себе все страсти, сделать так, чтобы в нас не стало тьмы. Мы должны бороться за то, чтобы в нас стало больше света. Хорошо испепелять и сокрушать в себе страсти, хорошо вымести дом, но нельзя же оставлять его пустым. Бороться ради борьбы и тем самым приобретать вид борющегося воина, - может, это и хорошо. Но все же воин оттачивает свое мастерство не для того, чтобы дождаться войны и всех порубить, а для того, чтобы стать прежде всего очень хорошим защитником.
Конечно, где-то такая борьба и нужна. В чем-то должна быть и активная жизненная позиция. К примеру, тебе кто-то говорит, что к такому-то пороку нужно относиться толерантно. Но если уж это грех - то его нужно назвать грехом, не нужно искать иных слов в отношении этого явления, и отношение к нему должно быть как к греху, которому нужно противостоять.
И прежде всего в себе самом. В другом - терпи все, в себе - не терпи ничего! Нетерпение в себе болезни побуждает нас идти к врачу, в себе же ничего терпеть нельзя. Терпение болезни в другом человеке, соединенное с состраданием к нему, может привести и его к врачу. Если в тебе есть понимание о том, Кто есть истинный врач и целитель наших уязвленных страстью душ.
Фотографии Александра Болмасова