На службе Богу: к 20-летию журнала «Православная беседа»
- Действительно, журнал «Православная беседа» был первым в посткоммунистической России, массовым духовно-просветительским изданием.
Валентин Лебедев |
В конце 80-х, несмотря на то, что в стране происходили заметные политические и общественные сдвиги и мы наслаждались первыми глотками свободы, советская власть все же не дремала. По-прежнему существовала жесткая цензура, а религия находилась в своего рода гетто. Но в конце концов время и усилия людей, направленные на то, чтобы сказать новое слово в печати, пересилили упорное сопротивление со стороны светской власти. Так, к Пасхе 1989 года вышел в свет первый номер газеты «Московский Церковный вестник», что стало событием поистине революционным. Газета явилась важнейшей вехой не только в деле восстановления с дореволюционных времен церковной журналистики и публицистики, она стала также и центром духовной жизни. С 1989 по 1992 год «Вестник» был средоточием многих церковных и общественных инициатив.
Одна из таких инициатив состояла в том, чтобы создать церковно-общественный журнал. Тогда мы с коллегами рассуждали следующим образом: теперь у нашей Церкви, если говорить языком светским, выходят свои «Известия» (имелась в виду газета «Церковный вестник»), то почему бы не завести и свой «Огонек». Вместе с Александром Макаровым (ныне протоиереем) - одним из основателей и ответственных сотрудников газеты - мы обратились со своей идеей к митрополиту Питириму, и владыка благословил на это, как он тогда сказал, благое дело. В 1991 году журнал был зарегистрирован в Комитете по печати, и с того времени «Православная беседа» начала свою биографию. В вот этом году нашему детищу исполняется 20 лет!
Изначально основной задачей журнала, рассчитанного на самую широкую читательскую аудиторию, было, конечно, свидетельство об Истине, столь необходимое именно в те годы нашему народу, не слышавшему слова Божия в течение многих десятилетий. Не вступая в церковно-общественные споры, не сосредотачиваясь на специальных, частных вопросах пастырской и богослужебной практики, «Православная беседа» знакомила (и знакомит по сей день) взрослых и детей с основами христианского вероучения и педагогики, способствовала обращению ко Христу людей, живущих вне церковной ограды, по существу, являясь помощником пастыря в его ежедневной работе.
Со временем стало очевидно, что читателям (в том числе только ищущим свою дорогу к храму), необходимо иметь представление не просто о «Законе Божием», пусть и в широком смысле слова, но и о различных сторонах современной церковной и светской жизни, так как нарастающие секулярные тенденции в мире неизбежно сужают пространство миссии, несмотря на повсеместно декларируемую свободу. Это глобальный процесс, который мы не можем игнорировать, поскольку так или иначе все в него вовлечены. Поэтому для нас важно помочь читателю сориентироваться в хаосе секулярно-гуманистических оценок и мнений, насаждаемых подавляющим большинством СМИ, выработать целостный христианский взгляд на основные события, происходящие в государстве и обществе.
На этом пути мы заручились поддержкой в лице опытных пастырей, входящих в редакционную коллегию журнала. Среди них, например, ректор Свято-Тихоновского богословского университета протоиерей Владимир Воробьев, теперь уже всероссийски известные священники – протоиереи Димитрий Смирнов, Владислав Свешников, Всеволод Чаплин. Среди авторов – иерархи и священнослужители (в том числе Святейший Патриарх Кирилл), отечественные и зарубежные ученые-богословы, преподаватели духовных учебных заведений, известные христианские публицисты и писатели.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и главный редактор журнала "Православная беседа" |
Будучи пионерами на просветительской ниве через печать, мы с самого начала осознавали свою ответственность перед своими потенциальными преемниками. Более того, взрастить эту преемственность, задать модель возможного существования православных СМИ в России – было одной из приоритетных наших задач, помимо непосредственно просветительской.
Однако системно новые издания появятся, увы, только к середине 90-х гг., а оформятся в полновесные только в начале 2000-х. Некоторые из них у всех нас на слуху: «Фома», «Нескучный сад», «Наследник». В настоящий момент есть и достойные епархиальные издания.
Вообще, по уровню профессионализма вышеперечисленные журналы ничем не уступают лучшим светским образцам. В определенном смысле, как верно было замечено Владимиром Легойдой, председателем Синодального информационного отдела, эти издания даже превосходят известные светские образцы. Однако в целом, конечно, несмотря на 20 лет свободной проповеди, такой во всех аспектах полноценной православной периодики на сегодняшний день катастрофически мало. Есть ряд объективных факторов, объясняющих такое положение дел.
Во-первых, проблема в человеческом ресурсе: нет людей, адекватно подготовленных для служения на просветительской ниве – тех, кто одновременно обладал бы как журналистским навыком, так и знанием церковной жизни и хотя бы начальным богословским образованием.
Во-вторых, нужно учитывать, что издания эти в принципе не могут быть доходными, а у нас до сих пор не сформировался костяк благотворителей, которые понимали бы значение просветительской деятельности (а не только, скажем, храмоздательства). Нашим пастырям надо, конечно, и привлекать, и воспитывать таких благотворителей, которые занимались бы и храмоздательством и социальной работой, а главное сегодня – духовным просвещением. Иначе, по слову одного известного священника, лет через 10-20 в новосозданных храмах будут служить одни сектанты-харизматики (которые и сегодня уже переполнили Сибирь и Дальний Восток).
Время печатных изданий отнюдь не прошло! Упование исключительно на интернет наивно. Как показывают исследования, большинство активных прихожан, которое в основном составляют женщины от 40 до 60 лет, вообще не пользуются интернетом, за немногочисленным исключением тех из них, кому это необходимо по долгу службы.
И, наконец, нельзя отрицать тот факт, что православные издания испытывают трудности с распространением. Все дело в том, что приходы, за исключением некоторых, в больших городах, как показала практика, не могут быть эффективной площадкой для распространения. Нет также соответствующей епархиальной системы. Соседство же церковных изданий с пестрящим непристойными изображениями гламурным глянцем в киосках, по крайней мере неблагочестиво, да и неэффективно. Происходит девальвация визуального ряда, мы вовлекаемся в хоровод ничего не значащих масок, в котором читательское сознание уже не различает высокое и низкое.
Однако всех этих проблем могло бы и не быть, если бы наше общество в большинстве своем было православным. Сегодня из 80% крещеных (от общего числа населения), только 60% именуют себя православными! По-настоящему же воцерковленных людей, как мы видим, гораздо меньше. Но это и есть поле для просветительской издательской деятельности. И потому, несмотря на все трудности, как внешние, вовлекающие нас в глобальные процессы смены культурных парадигм, так и внутренние, верится, что христианскую проповедь через печатное слово не заглушат никакие тернии века сего.