О Паремиях Великой Субботы
На протяжении всего Великого поста из богослужебного обихода практически полностью были изъяты чтения из Нового Завета, основное внимание уделялось последовательному чтению отдельных Ветхозаветных книг. В Страстную седмицу чтения из Ветхого завета остаются, но богослужения обильно наполняются и Евангельскими текстами, в которых словно «тонут» прочите библейские отрывки, искусно подобранные для каждого конкретной службы. Это впечатление сохраняется почти всю во вечерни Великой субботы.
Каждое богослужение Страстной седмицы по-своему уникально и удивительно, и все же особое место занимает богослужение Великой субботы. Великий день покоя от «домостроительства» нашего спасения, который церковная традиция связывает с дивным сошествием во ад Спасителя, часто бывает незамечен за суетой подготовки к Пасхальному торжеству. Богослужение именно этого дня содержит уникальное созвездие Ветхозаветных текстов, готовящих нас к адекватному восприятию Божественного Воскресения. Такая подготовка крайне необходима, о чем свидетельствует пример апостолов, которым, помимо свидетельства миронисиц, понадобилось еще изъяснение Самим Господом конкретных Ветхозаветных текстов, что «так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк. 24, 26-27). Именно поэтому особое пасхальное всенощное бдение, которое в современной богослужебной практике разделено на два отдельных богослужебных блока, начинается с огромного набора Ветхозаветных паремий. Набор из 15-и чтений - замечательное собрание избранных мест Ветхого Завета, наиболее ярко раскрывающих «хотящее быти спасение», глубокий внутренний смысл Светлого Христова Воскресения.
Помимо библейского осмысления Пасхи Христовой как избавления всего рода человеческого от греха, проклятия и смерти, данное собрание паремий непосредственной связано с темой личной Пасхой каждого христианина – соумирания и совоскресения Христу в таинстве Крещения. Некогда Великая суббота была одним из немногих дней года, когда в преддверии Пасхи Христовой, торжественно совершалось крещение оглашенных, приготовлявшихся к этому событию большую часть Великого поста. Ликование о Воскресшем Спасителе соединялось с торжеством о новопросвещенных братьях и сестрах, которые вместе с прочими христианами впервые «едиными устами и единым сердцем» славили и воспевали Воскресшего Бога. Первоначально крещение предваряло пасхальное богослужение, в дальнейшем его стали совершать именно во время исполнения в храме большого количества Ветхозаветных чтений. Последние паремии исполнялось уже в присутствии новопросвещенных христиан, вошедших в храм со свечами и в белых одеждах, в память, о чем по сей день после завершения Ветхозаветных чтений все духовенство, а затем и весь храм переоблачаются в белые облачения.
Собрание паремий Великой субботы отрывается повествованием из книги Бытия (Быт. 1, 1-13)о сотворении мира. Этот отрывок вводит нас в Священную историю, напоминая нам о совершенстве созданного Богом мироздания. Второе чтение - из пророчества Исаии, - сразу переводит наш взор из «альфы» истории творения в «омегу» Царства Божия,пришедшего в силе Воскресением Христовым (Ис. 60, 1-16). Далее вспоминаются установление Ветхозаветной Пасхи (Исх. 12, 1-11), живописующее страдания совершенного Агнца-Христа. После чего следует яркий образ смерти, тридневного погребения и дивного Воскресения Мессии - повествование о пророке Ионе. Удивительно образное и проникновенно назидательное повествование книги пророка Божия Ионы, вошло в богослужебный обиход без каких бы то ни было сокращений. Вся книга полностью является четвертой паремией вечерни Великой субботы. Далее следует отрывок из книги Иисуса Навина (Нав. 5, 10-15) с образом святой земли – одновременно Церкви Христовой и Небесного Отечества, куда вводит нас Сын Божий своим Воскресением. Повествование о переходе через Чермное море Израильского народа во главе с Моисеем, будучи один из самых ярких эпизодов Священной истории, является удивительно точным образом избавления от рабства и вхождения в новую жизнь. Отрывок из книги Исход (Исх. 13-15), содержащий повествование об этом чудесном избавлении, составил шестое Ветхозаветное чтение этого дня. Седьмой паремией является фрагмент из книги пророка Софонии, который посвящен призыву возрадоваться избавлению дарованному Богом людям Его, ибо «отъял Господь неправды» наши и «воцарился посреди» нас (Соф. 3, 8-15). Отрывок из третей книги Царств (3 Цар. 17, 8-23) о воскрешении пророком Илией сына вдовицы из Сарепты Сидонской, будучи явным прообразом избавления от смерти Воскресением Христа, прекрасно дополняет череду Ветхозаветных чтений Великой субботы. Далее вновь «Ветхозаветный евангелист» пророк Божий Исаия (Ис. 61, 10-11; 62, 1-5) неповторимыми и вместе с тем понятными образами изображает тот великий дар спасения. которые предоставляет нам Господь Свои Воскресением. Следующее чтение составляет повествование о жертвоприношении сына патриархи Авраамом (Быт. 22, 1-18). Искренняя вера и преданность Авраама, и особенно покорность Исаака, которого воспринимали как образ истинной Жертвы – Христа, удивительно вписывается в череду паремий Великой субботы. Пророчество Исаии «о благоприятном времени» (Ис. 61, 1-9), вновь устремляет наш взор на дивные плоды спасения, которые стали доступны человеческому роду Воскресением Христа. Еще одним ярким образом победы над смертью является воскрешение пророком Елисеем сына самонитянки, содержащееся в четвертой книге Царств (4 Цар. 4, 8-37). Пророк Исаия, предвещая истинное избавление, указывает на призвание людей своих к блаженному Царству правды (Ис. 63, 11-19; 64, 1-5). Предпоследним чтением является отрывок из книги пророка Иеремии (Иер. 31. 31-34), который предвещает Новый Завет Бога со своим народом, когда «в сердцах людей будет написан закон Божий и не будут больше учить друг друга, ибо все будут знать Господа». И наконец, последней паремией Великой субботы завершающей проникновенную череду Ветхозаветных образов победы над адом, является фрагмент из книги пророка Даниила (Дан. 3, 1-85) об избавлении из печи Вавилонской трех отроков Анинии, Азарии и Мисаила. В завершении этого чтения звучит проникновенная песнь отроков с припевом «Господа пойте и превозносите во вся веки», которая вводит в торжественное прославление Воскресшего Христа чему посвящены следующие сразу же за паремиями Апостольское и особенно Евангельское чтение.
Неповторимый мир Ветхозаветных повествований, собранных в чтениях Великой субботы, особенным образом готовит душу к принятию вести об избавлении мира Воскресшим Христом от власти диавола. Потому такое внимание уделяется на первом пасхальном богослужении чтениям из Ветхого Завета - подлинного «детоводителя нашего спасения».