Декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков: "Служение Богу - единственное условие преодоления коррупции в чиновничьей среде"

Декан социологического факультета МГУ, член-корреспондент РАЕН, действительный член Российской академии социальных наук Владимир Добреньков привел в пример для светских чиновников Русскую Православную Церковь.

Интернет- издание "Татьянин день" по материалам пресс-службы Московской Патриархии www.patriarchia.ru

Комментируя недавнее решение Президента России разработать критерии оценки эффективности деятельности государственных чиновников, В. Добреньков отметил, что подчинение всей своей деятельности высшей идее - в случае Русской Православной Церкви это идея служения Богу - единственное условие, при котором возможно преодолеть такие негативные явления в чиновничьей среде, как коррупция и злоупотребления.

Владимир Иванович Добреньков

Фото: www.grani.ru

«Как показывает история, лишь нравственное осмысление деятельности является инструментом, позволяющим достичь реального результата на поле брани, в учебной аудитории, в министерском кабинете», - подчеркнул В. Добреньков. Он также высказал уверенность в том, что «если сфокусироваться лишь на формальных критериях оценки деятельности государственных служащих, цель введения стандарта может быть не достигнута.

Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю России.

«Взятка всегда больше зарплаты», - гласит печальная народная мудрость. То есть без нематериальной мотивации человеку, облеченному властью, трудно бороться с соблазном злоупотреблений.

«Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей, - говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». - Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми». Вот эти религиозно-нравственные средства и рекомендует поставить во главу угла известный социолог.

Однако возникают закономерные вопросы: сумеет ли государство, практически утерявшее былые традиции в деле воспитания элиты, должным образом «вписать» схему функционирования российского чиновничества в какую-либо религиозно-нравственную систему координат? Каким образом будет культивироваться «пафос государственного служения»? Ведь в светской школьной педагогике до сих пор идет нешуточная борьба против введения в общеобразовательные курсы предмета, который как раз и прививает детям и подросткам религиозно-нравственные ценности. Неужели единственным мерилом успеха в наше время считается не чистая совесть перед Богом и людьми, а материальный достаток и обладание властью?

Сама идея служения Отечеству - высокая и благородная - без религиозного осмысления утеряет всю свою основательность и будет обречена на неизбежное "опошление". В конце концов, постсоветские годы с их развенчиванием всех мыслимых идеалов сделали свое дело: нынешний молодой человек (а именно молодому поколению предстоит завтра продемонстрировать свое соответствие или несоответствие высоким требованиям, которые предъявляет к государственному служащему наше время) привык руководствоваться в своей жизни почти исключительно материальными или, шире, материалистическими доводами.

Не стоит обманываться: общий уровень религиозного самосознания в нашем обществе пока оставляет желать лучшего. И такие понятия как патриотизм, жертвенное служение высоким идеалам, самоотречение ради блага Отечества - все они пока еще не стали нравственными категориями, на которые ориентировалось бы все наше общество целиком.

Но примеры служения идеалам все-таки есть. Справедливости ради отметим, что не только Церковь может явить сейчас примеры жертвенного служения. Таких примеров много среди военных, врачей, учителей, социальных работников - среди тех людей, чей труд не так заметен, но не менее важен, чем труд государственных служащих. И все же патриотические традиции нуждаются в приумножении и, возможно, в пропаганде на государственном уровне. Хотелось бы верить, что Президент В.В. Путин, говоря о новых критериях оценки эффективности деятельности государственных чиновников, это понимает и имеет в виду именно эту сторону проблемы.

У Церкви такое понимание точно есть; в «Основах социальной концепции» она обращается к своим чадам: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». Какими путями будет развиваться народное самосознание и станут ли евангельские заповеди ориентирами для отечественных чиновников - вопрос будущего. Но это - принципиальный вопрос, который определит лицо нашего государства.

Хотелось бы, чтобы это лицо несло на себе отблеск высших идеалов - идеалов любви, добра, святости.

Михаил Моисеев

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале