Митрополит Лавр: О сущих на родине и в рассеянии
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВСТРЕЧИ С РЕДАКЦИЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ДЖОРДАНВИЛЛЕ, США (МАРТ 2003г.)
Чтобы понять, как изменилась миссия русской эмиграции после падения власти КПСС, нужно сначала хорошо осознать, в чем изначально была миссия РПЦЗ. Главной задачей РПЦЗ изначально было - сохранение тех величайших духовных ценностей Православия, которыми жила Россия до 1917-го года: церковныя православныя традиции, порядок православного богослужения, чистота канонов, православное мировоззрение, которое мы так и называем иногда "зарубежное мировоззрение" (хотя это название, возможно, условное, т.к. мировоззрение это не родилось за рубежом, а только сохранялось, так же, как оно хранилось у многих верующих в самой России, хотя в самой России, порабощенной безбожной властью, сохранить православное мировоззрение было трудно). И в свете нашего мировоззрения, мы и выполняли свою вторую задачу: воспитывали, духовно окормляли народ Божий. Зарубежная Церковь окормляла свою паству - русских беженцев, и она сохранила их нравственное сознание принадлежности Православной России. Эта паства составляла Зарубежную Россию, которая не потеряла своего лица. Кто остался в Церкви, тот остался подлинно русским и православным, потому что понятие "русский" - это не только национальность, это вера. Нельзя быть подлинно русским и не быть православным.
И последняя наша вечная задача - это молитвенное покаянное ожидание Второго Славного Пришествия Господня. Мы живем в то время, когда ни в одной стране на земном шаре уже не существует православной монархической государственности, "взят от среды удерживающий", и все характерныя явления современной жизни: подчинение церковного руководства безбожной власти, новый календарный стиль, модернизм, нарушение церковных православных традиций, экуменизм, глобализация - это все одна цепочка, это путь к новому мировому порядку, т.е. преддверие царства антихриста. Противопоставить этому нашествию мирового зла мы можем только Евхаристическую Чашу Христову, Богооткровенную истину, покаяние и молитву.
«Трибуна русской мысли», Джорданвилль, США, март - 2003 г.
Из выступления митрополита Лавра на открытии XII Всемирного русского народного собора (20 февраля 2008 года):
«Молодежь - надежда государства и украшение Церкви. В религиозно-нравственном воспитании молодежи заинтересованы семья, государство и Церковь для того, чтобы указать верные пути к осуществлению идеалов человеческого духа. <...>
В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом. Эти искушения действительно обуревают нашу молодежь. Но если у них есть русские православные друзья и вообще православные друзья, с которыми они общаются, если у них есть добрые, хорошие руководители, с которыми они могут откровенно делиться своими переживаниями, своими мыслями, то тогда можно ожидать, что они сохранят веру и не отступят от заповедей Божиих.
Наша Церковь должна работать с молодежью, воспитанной столь неодинаково. Задача интересная и в то же время очень сложная. Притом именно таким образом мы сможем выполнить одну из своих миссий - передать наследие, полученное от наших русских предков. Они, выехав из России, сохранили вне ее пределов дореволюционную Русь, ее наследие, которого многие были лишены на нашей Родине. И перед нами уникальная задача - передать русское православное наследие всему миру. К этому мы и стремимся».
Официальный сайт РПЦЗ/Патриархия.ru
Выступление митрополита Лавра на церемонии вручения премии «Соотечественник года - 2007» (20 февраля 2008 г.)
Главный православно-христианский догмат о Святой Троице, о том, что Бог един, но троичен в Лицах, это не какое-то сухое учение, которое к нам не имеет никакого отношения. Этот догмат говорит нам о том, что Бог есть Любовь. Что объединяет и связывает трех Лиц Святой Троицы? Любовь. Николай Васильевич Гоголь, пытаясь разъяснить для себя и других людей эту непостижимую тайну, писал, что Бог Отец - любящий, Бог Сын - любимый, а Святой Дух - это та любовь, которая объединяет, связывает Отца и Сына. И вот, дорогие братья и сестры, если мы хотим приблизиться к Богу, то мы должны жить по тому закону любви и единства, по которому Триединый Бог живет в своей внутренней жизни. Этот догмат также говорит нам о том, что мы должны спасаться в обществе, мы должны спасать свои души в любви друг ко другу и в единстве. А это требует колоссального труда, терпения, смирения и снисхождения. Будем же активно стремиться к этим добродетелям, чтобы развивать и укреплять достигнутое нами, с Божией помощью, единство и церковный мир, чтобы разделения, постигшие Русскую Православную Церковь и народов нашего Отечества в трагическом ХХ веке, более не повторялись. Пусть каждый начнет заботиться о мире внутреннем, о мире со своей совестью, т.е. о личном мире и согласии в жизни с Богом. Стремясь к этому миру и добиваясь его, мы тем самым будем стремиться и к развитию мира и единения в жизни общества. Без этого, как бы ни старались, разделения и даже раздоры будут продолжаться.
Официальный сайт РПЦЗ/Патриархия.ru
Письмо редакционной коллerии православного общественно-политического журнала молодежи России и Русского Зарубежья «Мы в России и в Зарубежье» (Джорданвилль, 28 октября 2005 г.)
Вы живете ныне в историческое время, когда разделение русского народа, "сущего на родине и в рассеянии", начинает постепенно преодолеваться. Сегодня на наших глазах совершается множество событий, которые являются знамениями уврачевания былых разногласий. <...> Но в особенности руководящая десница Божия, которая ведет русский народ по пути преодоления исторических разделений, проявляется в появившейся: возможности братского общения и совместного обсуждения разногласий, которые некогда привели к разделению Русской Церкви. Мы чаем, что сложившиеся разделения с помощью Божией будут преодолены, и воссоединение двух частей Русской Церкви станет залогом восстановления утраченного в прошедшем столетии единства всего русского народа.
Для газеты «ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК» (14 ДЕКАБРЯ 2007Г.)
У врага нашего спасения есть такой способ борьбы против человека: желая посеять вражду между людьми, он их сначала отделяет друг от друга физически. Затем одному он поет одну ложную песню, а другому - другую. Я вот уже более 60 лет живу в монастыре и вижу, как такого рода искушения происходят в условиях монашеской обители. Например, один собрат обители высказывает монастырскому старцу-духовнику свои мысли против другого собрата. Потом второй собрат приходит к тому же духовнику и высказывает свои мысли относительно первого брата. В таком случае, если духовник обладает духовной мудростью и пастырским опытом, то он советует, чтобы оба брата встретились и побеседовали друг со другом. При такой встрече обычно выявляются козни диавольские, и бес отступает от них, восстанавливается мир и братолюбие.
Вот так диаволу удалось разделить и рассеять нас по всему миру. Наши братья и сестры в России жили и служили в условиях гонений, а мы несли свое служение, хотя и на свободе, но все-таки в изгнании. В то время не было возможности совместно молиться и общаться, не было доверия друг ко другу. После же падения коммунистического режима мы начали общаться на каком-то уровне, правда, неофициально, но во всяком случае у нас вновь появилась возможность общаться, друг друга видеть, друг со другом встречаться и разговаривать. Это неформальное общение помогло нам узнать друг друга, ознакомиться с церковной жизнью другой стороны, и увидеть, что мы все дети Русской Православной Церкви. При этом враг начал постепенно отступать от нас и, с Божией помощью, мы пришли к единству.
Слава Богу, что мы нашли в себе силы восстановить церковное единство. Теперь нам предстоит укреплять его посредством совместной молитвы, братских встреч и доброго сотрудничества.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ЛАВРА ИНТЕРНЕТ-САЙТУ ПРАВОСЛАВИЕ.РУ (4 МАЯ 2006Г.)
- Я воспитывался в церковной среде, в которой слово «Россия» всегда означало очень многое. С одной стороны, Россия - конкретное географическое пространство, которое поминается в ежедневных богослужениях Русской Зарубежной Церкви, в которых чада Зарубежной Церкви называют Россию своим Отечеством: «О страждущей стране нашей Российстей и о православных людях ея, во Отечестве и в разсеянии сущия...». С другой стороны, для церковного сознания Россия означает гораздо больше географического пространства: это - устремленность ко Христу молящейся Русской Церкви, где бы она ни находилась. Как говорил митрополит Анастасий: «То, что мы называем нашим Отечеством, - это прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, - нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей». Слава Богу, за последние годы мы находим эту духовную атмосферу, общаясь с церковной Россией, посещая ее святыни, но и видя ее трудности и борьбу в современных условиях. Эта борьба - наша борьба, так как в основном пастырская задача в Отечестве и в рассеянии - одна: спасение душ человеческих.
Наша Церковь - это плоть от плоти русского народа. Она объединяет русских православных верующих, оказавшихся за пределами России. Она сохраняет их в отеческой вере, приводит их ко Христу, оказывает им духовную поддержку, помогает им воспитывать своих детей и внуков в святорусском духе. В церковной жизни, в домашней жизни русских церковных семейств и в наших прицерковных школах за границей мы стараемся прививать любовь к вере, Русской Церкви и нашей исторической Родине, а при возможности не только передать, но и приумножить. Слава Богу, нам удалось и посеять семена среди окружающего нас инославного мира, которые возросли, принося плоды, являясь свидетельством истины Православия. Мы намерены, с Божией помощью, продолжать в том же духе.
- Осуждение ближнего - наша общая болезнь. Как с ней бороться? Преподобный Ефрем Сирин дает хороший совет в своих творениях. Сей святой отец говорит, что Господь при сотворении каждого человека вкладывает в его сердце все Свое Царство. И вот, главная наша цель - сходить в глубины нашего сердца и найти это сокровище. Если мы со всем усердием займемся самоуглублением, то мы увидим множество внутренних ран, то есть собственных грехов и страстей. Мы познаем самих себя и станем совершенно иначе относиться к Богу и образу Его, отражающемуся в наших ближних. Мы, чувствуя боль от своих согрешений и страстей, почувствуем и нужду в Спасителе, в Великом и Верховном Враче, Который в силах нас исцелить и изменить. Мы перестанем осуждать наших ближних и начнем с сочувствием относиться к ним, долготерпя их согрешениям, недостаткам и слабостям. А это означает, что мы уже нашли этот клад. Поразмыслить над этим, позаботиться об этом призываю всех наших русских православных молодых людей.
- Главная истина, убеждение, к которому Вы пришли за прожитые годы?
- Все - и доброе и страшное - является даром Божиим. Так мы должны относиться ко всему, что происходит в нашей жизни. Все необходимо принимать как бы от доброй, любящей руки Божией, которая нас направляет ко благу, к подлинному счастью, к вечной жизни. Иногда Господь посылает нас туда, где темно и страшно, чтобы принести Его свет, чтобы быть Его присутствием. Мы не должны бояться испытаний. Господь - наш Отец Небесный, наш Лучший Друг. Он нас никогда не оставит, всегда заботится о нас, Сам работает за нас и ведет нас за руку по тяжелому пути жизни, который при нашем активном стремлении к Богу ведет к обновлению. Поэтому, мы должны не только верить в Бога, но и доверять Ему, примиряться с Его волей, отдаваться ей полностью. И тогда, и только тогда, мы стяжем тот мирный дух, о котором говорил преподобный Серафим Саровский.