Макс Волошин. Незабвенное
Кадры из кинофильма Андрея Осипова «Голоса» выступили прологом к вечеру, посвященному 130-летию со дня рождения Максимилиана Волошина. Атмосфера Серебряного века была создана на музыкально-поэтическом вечере в Центральном доме ученых, что на Пречистенке. Случайно или нет, этот день совпал со Всемирным Днем поэзии, объявленным ЮНЕСКО.
- В наше прозаическое время такие вечера особенно ценны, - сказал ведущий Святослав Бэлза. Он поведал собравшимся гостям интересные факты из биографии выдающегося русского деятеля Максимилиана Волошина.
Макс Волошин - фигура грандиозная, величественная, украшение Серебряного века. Он не примыкал ни к одному из художественных направлений, но оставил заметный след в истории русской культуры. Это был поистине человек разносторонних дарований - поэт, переводчик, критик, искусствовед, наконец, художник. Интересное сочетание в поэте литературного мастерства и дара рисования тянется еще со времен Пушкина и Лермонтова, но Волошин не просто увлекался, он был настоящим профессиональным художником. Особенную страсть Максимилиан питал к акварелям, на которых он воссоздавал родной Крым. Его работы - это дневник земли. «Художник должен перестрадать землей, которую пишет, пережить историю каждой долины ее, каждого холма, каждого залива», - утверждал Волошин.
Уроженец Киева, из семьи запорожских казаков по линии отца и обрусевших немцев по линии матери, Волошин, несомненно, европеец по своему образованию и по крови. Первый сборник вышел в 1910 году. Волошина, к счастью, миновала судьба Мандельштама и других поэтов, осужденных, сгноенных в сталинских лагерях, но он все время был на грани ареста. Максимилиан был подозрителен советской власти, его очень долго не печатали. За свою жизнь он написал немного стихов, но они навсегда остались в истории русской поэзии.
Он много путешествовал по Европе, встречаясь с творцами европейского искусства. Страстно любил Париж, которому посвятил множество стихов и где провел Первую мировую войну. Но благословенным, родным местом Волошина, его духовной родиной стал Коктебель, когда мать поэта купила дом в этом прекрасном уголке Крыма. Райский уголок - Коктебельский «дом поэта» - стал своеобразным культурным центром, где часто собиралась писательская элита. Волошин был мифотворцем, и Коктебель с античными следами, древнегреческими традициями был весьма созвучен философским и поэтическим исканиям Волошина. Здесь были написаны его акварели, и он не раз обращал внимание на то, что одна из гор повторяет его гордый профиль. Ныне в Коктебеле покоится прах поэта.
Красивая легенда о Чарубине особенно заинтересовала собравшихся в этот вечер в Доме ученых. Эта история в свое время потрясла поэтический Петербург, да и всю читающую Россию. В 1909 году журнал «Апполон» опубликовал подборку стихов никому неизвестной поэтессы с экзотическим именем Чарубина. С этого момента началась подлинная чарубиномания, в нее влюбились все, начиная с редактора, ее стихи покорили всю писательскую элиту. Стихи ее действительно были безукоризненны, это отмечали самые взыскательные критики. Чарубина долго скрывалась, пряталась от всех. Закрученная интрига не скоро раскрылась. Сводящей с ума красавицей Чарубиной оказалась скромная, хромоногая учительница Елизавета Ивановна Дмитриева. Она приносила свои стихи и раньше в редакцию, но ее личность и творчество никого не заинтересовали. Тогда Волошин, решив ей помочь, придумал трагическую биографию, создал образ недоступной красавицы. Нашумевшая дуэль Гумилева и Волошина тоже случилась из-за Чарубины. Да, русская поэтическая жизнь богата мистификациями...
Сейчас некоторые стихи Волошина положены на музыку. Песни исполнила автор музыки Наталья Горленко, с аккомпанементом саксофона и фортепиано. Печальный, пронзительный романс «Полынь», как ничто другое, показывает волошинскую любовь к земле. Холмы, поросшие желтым степняком, овраги с сухими позднецветами и сочными полынными кустами, каменная гряда, сглаженная солнцем, волнистое море...
...Костер мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого стекла.
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла...
Поэт Марина Князева, выступавшая на вечере, также призналась в любви к творчеству Волошина:
- Это был широкий, прекрасный, талантливый человек! В свое время мне довелось общаться с Анастасией Ивановной Цветаевой, она сказала: «Меня научил стихи любить Макс. Он говорил: "Сядьте и читаете, не останавливаясь. Долго будете читать стихи - долго будете жить"». Эта была та атмосфера великой русской культуры, культуры Серебряного века, когда высоты интеллекта сплетались с чистотой общения поэтического, музыкального мира.
Марина Князева читала стихи Волошина о Святой Руси:
...Я ль в тебя посмею бросить камень?
Осужу ль страстной и буйный пламень?
В грязь лицом тебе ль не поклонюсь,
След босой ноги благословляя, -
Ты - бездомная, гулящая, хмельная,
Во Христе юродивая Русь!
На концерте выступали и гости из Киева - родины Макса Волошина - Наталья Чайка и Нона Козловская. На фортепиано в четыре руки они играли вальс, который звучал в начале прошлого столетия.
Приятно удивило то, что на этот вечер пришли не только взрослые ценители творчества Волошина, были и дети, школьники.
- Сейчас в школьных и вузовских программах ничего нет о Волошине, - поделилась классный руководитель, - вот мы и стараемся в такой нестандартной форме, на поэтических вечерах прививать детям любовь к поэзии, к Серебряному веку, помогаем им узнавать великих, выдающихся людей.