Три Субботы Великого поста
Традиционно суббота ассоциируется с иудаизмом. Редко кто не знает, что Шаббат - это день покоя. В христианстве каждый день недели посвящен особым воспоминаниям. Обычно в субботу вспоминаются все святые христианской Церкви и «умершие в надежде на жизнь вечную». Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц поста выделяются для особого поминовения усопших.
Эти субботы, в которые мы поминаем наших усопших родственников, называются Родительскими. В седмичные дни Великого поста не бывает полной литургии. Соответственно не совершаются и заупокойные поминовения. Чтобы не лишить умерших церковной молитвы, и выделяются эти четыре субботы.
Смерть и «тот» свет, как правило, окружены таинственным и мистическим ореолом. С точки зрения светского мировоззрения разговоры о смерти и том, что происходит «за чертой жизни», страшны, пугающе привлекательны или, из-за ужаса перед смертью, относятся к «запретным».
Святитель Филарет (Дроздов) отмечал, что, когда речь заходит о молитве за умерших, возникает некое недоумение: за живых молиться можно, потому что ты можешь видеть того, о ком молишься, общаться с ним. А вот с умершими все не так ясно: вроде они и живы, но где находятся - непонятно. И контакта с ними нет, и молитва, может, не всегда дойдет до «того» мира.
Возражая возможным оппонентам, святитель говорит, что расстояние между миром живых и миром умерших не такое уж и большое, а расстояние между двумя живыми людьми - не такое уж и маленькое:
«Человека, рассуждающего таким образом, спросил бы я: понятно ли обыкновенному разуму действие молитвы человека живущего, - за другого живущего, - особенно если молитва приносится за отсутствующего, или же и за присутствующего?.. Две души, каждая с своим собственным умом, волею, склонностями, свободою, не суть ли одна для другой два отдельные мира, - отдельные тем более, что преграждены телами? Как же молитва одной простирает свое действие на другую?
Если возьмутся изъяснить, как отдельность существа и свободы не мешает действовать молитве за живых: сим самым изъяснится, как та же отдельность не мешает молитве за усопших. Если скажут, что действие молитвы за живых возможно, хотя неизъяснимо разумом, то я скажу: не отвергайте же и действия молитвы за усопших потому только, что оно неизъяснимо, или таковым кажется», - пишет святитель.
С точки зрения человека религиозного, все проще, ведь «у Бога все живы». И какая разница, где в это время пребывает человек - на том или на этом свете? Ведь душа человеческая бессмертна. Что же касается молитвы за усопших, то она просто необходима. Потому что по молитве живущего участь уже умершего человека может измениться в лучшую сторону. Как известно, на Страшном Суде человек будет наказан или спасен за свои дела. Но молитва за его душу может умилостивить Господа, и грехи человека будут отпущены. «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника, - писал Иоанн Златоуст. - Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».
«Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, - рассуждает святитель Филарет, - не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений».
«Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния... нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех», - сказано в Послании Восточных Патриархов.
Вот еще одно свидетельство свт. Иоанна Златоуста: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние».
В родительские дни принято прийти в храм, где совершается заупокойная служба, и вместе со всеми помолиться о душах умерших людей. Хорошо оставить на панихидном столе «жертву» - любые продукты, за исключением мясных. В пост, конечно, лучше оставить только постную еду. После совершения панихиды ее раздадут служащим храма или нуждающимся. Такие продукты считаются милостыней за усопших.
Когда со дня смерти близкого человека прошло немало времени или если мы молимся за тех усопших, которых не знали лично (наши прапрабабушки и прапрадедушки или родственники знакомых, о которых они просили помолиться), молитва может быть спокойной и даже радостной. А вот если человек умер совсем недавно, молитва получается страстной, эмоциональной, но сердце переполняет горе.
Если проанализировать свои чувства (хотя это не всегда просто сделать), нередко получается, что плачем и скорбим мы не только из-за того, что переживаем за участь умершего, но и потому, что остро ощущаем его нехватку. Что бы ни говорили о близости «того» и «этого» света, далеко не каждому суждено «получить весточку» от умершего и почувствовать, что он все равно рядом. Причины могут быть разными, но факт остается фактом.
И изнутри просто ест мысль: «Никогда больше он не будет рядом со мной, никогда больше я не услышу ее голос, никогда, никогда, никогда...»
Смерть - это порог, после которого происходит встреча с Богом. По идее мы должны воспринимать ее с радостью (именно так воспринимала Свою смерть Дева Мария, Которая с нетерпением ждала часа Своего Успения). Но, по правде говоря, в большинстве своем мы боимся смерти (Матрона Московская, например, тоже боялась).
Молясь о наших умерших и готовясь к своему смертному часу (Л. Н. Толстой, к примеру, считал его самым главным событием в жизни, к которому нужно как следует подготовиться), вспомним утешительные слова святитель Филарета. Зная о человеческих переживаниях, которые связаны со смертью близких, он говорил следующее: «Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел».
Смерть и «тот» свет, как правило, окружены таинственным и мистическим ореолом. С точки зрения светского мировоззрения разговоры о смерти и том, что происходит «за чертой жизни», страшны, пугающе привлекательны или, из-за ужаса перед смертью, относятся к «запретным».
Святитель Филарет (Дроздов) отмечал, что, когда речь заходит о молитве за умерших, возникает некое недоумение: за живых молиться можно, потому что ты можешь видеть того, о ком молишься, общаться с ним. А вот с умершими все не так ясно: вроде они и живы, но где находятся - непонятно. И контакта с ними нет, и молитва, может, не всегда дойдет до «того» мира.
Возражая возможным оппонентам, святитель говорит, что расстояние между миром живых и миром умерших не такое уж и большое, а расстояние между двумя живыми людьми - не такое уж и маленькое:
«Человека, рассуждающего таким образом, спросил бы я: понятно ли обыкновенному разуму действие молитвы человека живущего, - за другого живущего, - особенно если молитва приносится за отсутствующего, или же и за присутствующего?.. Две души, каждая с своим собственным умом, волею, склонностями, свободою, не суть ли одна для другой два отдельные мира, - отдельные тем более, что преграждены телами? Как же молитва одной простирает свое действие на другую?
Если возьмутся изъяснить, как отдельность существа и свободы не мешает действовать молитве за живых: сим самым изъяснится, как та же отдельность не мешает молитве за усопших. Если скажут, что действие молитвы за живых возможно, хотя неизъяснимо разумом, то я скажу: не отвергайте же и действия молитвы за усопших потому только, что оно неизъяснимо, или таковым кажется», - пишет святитель.
С точки зрения человека религиозного, все проще, ведь «у Бога все живы». И какая разница, где в это время пребывает человек - на том или на этом свете? Ведь душа человеческая бессмертна. Что же касается молитвы за усопших, то она просто необходима. Потому что по молитве живущего участь уже умершего человека может измениться в лучшую сторону. Как известно, на Страшном Суде человек будет наказан или спасен за свои дела. Но молитва за его душу может умилостивить Господа, и грехи человека будут отпущены. «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника, - писал Иоанн Златоуст. - Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».
«Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, - рассуждает святитель Филарет, - не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений».
«Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния... нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех», - сказано в Послании Восточных Патриархов.
Вот еще одно свидетельство свт. Иоанна Златоуста: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние».
В родительские дни принято прийти в храм, где совершается заупокойная служба, и вместе со всеми помолиться о душах умерших людей. Хорошо оставить на панихидном столе «жертву» - любые продукты, за исключением мясных. В пост, конечно, лучше оставить только постную еду. После совершения панихиды ее раздадут служащим храма или нуждающимся. Такие продукты считаются милостыней за усопших.
Когда со дня смерти близкого человека прошло немало времени или если мы молимся за тех усопших, которых не знали лично (наши прапрабабушки и прапрадедушки или родственники знакомых, о которых они просили помолиться), молитва может быть спокойной и даже радостной. А вот если человек умер совсем недавно, молитва получается страстной, эмоциональной, но сердце переполняет горе.
Если проанализировать свои чувства (хотя это не всегда просто сделать), нередко получается, что плачем и скорбим мы не только из-за того, что переживаем за участь умершего, но и потому, что остро ощущаем его нехватку. Что бы ни говорили о близости «того» и «этого» света, далеко не каждому суждено «получить весточку» от умершего и почувствовать, что он все равно рядом. Причины могут быть разными, но факт остается фактом.
И изнутри просто ест мысль: «Никогда больше он не будет рядом со мной, никогда больше я не услышу ее голос, никогда, никогда, никогда...»
Смерть - это порог, после которого происходит встреча с Богом. По идее мы должны воспринимать ее с радостью (именно так воспринимала Свою смерть Дева Мария, Которая с нетерпением ждала часа Своего Успения). Но, по правде говоря, в большинстве своем мы боимся смерти (Матрона Московская, например, тоже боялась).
Молясь о наших умерших и готовясь к своему смертному часу (Л. Н. Толстой, к примеру, считал его самым главным событием в жизни, к которому нужно как следует подготовиться), вспомним утешительные слова святитель Филарета. Зная о человеческих переживаниях, которые связаны со смертью близких, он говорил следующее: «Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел».
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале