Самый прогрессивный закон Древнего мира
Гюстав Доре, «Рахиль» |
Женщины наравне с мужчинами участвовали в еврейских религиозных праздниках (Второзаконие, 16, 9-15). По закону они так же, как и мужчины, могли приносить жертвы Богу (Левит, 5, 4; 6, 3, 6; 12, 5-8). Это значит, что женщина несла личную (а не опосредованную через мужа, отца или брата) ответственность перед Богом.
Причем закон Моисея разрешал женщине приносить жертву без участия мужа. Более того, в ряде случаев главу семьи даже не требовалось информировать о факте принесения жертвы.
Самое важное, что женщина могла напрямую обращаться к Богу в молитве. Так, например, бездетная Анна, не ставя в известность своего мужа Елкану, в молитве обратилась к Богу с просьбой дать ей сына (1-я книга Царств, 1, 9-12). Бог исполнил прошение Анны: она родила будущего пророка Самуила.
Молитва Анны была по форме монологом: Бог лично не говорил с ней. В некоторых же книгах Ветхого Завета Бог напрямую общается с женщинами: например, с Евой после грехопадения (Бытие, 3, 13), со служанкой Сарры Агарью (Бытие, 16, 7-13), с матерью будущего богатыря Самсона (Книга Судей, 13, 3-22).
Таким образом, представление, что закон Моисея закрепляет для женщины скромное место при муже и сводит ее функции лишь к хлопотам по хозяйству и рождению детей, совершенно неверно. Более того, роль женщины в ветхозаветной истории трудно переоценить. Стоявшие у истоков еврейского народа женщины — Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль — не раз принимали решения и совершали поступки, которые со временем определили весь ход истории Ветхого Завета. В этой истории достойное место заняли не только еврейские, но даже некоторые египетские женщины. Дочь египетского фараона, спася от смерти и вырастив Моисея, будущего первого пророка, способствовала тем самым освобождению еврейского народа от египетского рабства и его возвращению на землю обетованную. Даже безымянные повивальные бабки, не выполнившие приказание фараона бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков (Исход, 1, 22), спасли младенца Моисея и тем самым сыграли свою роль в истории Ветхого Завета.
Теперь сравним роль и место ветхозаветной женщины с традициями окружавших древний Израиль народов. Мы уже обращались к теме принесения женщиной религиозной жертвы. Женское жертвоприношение было неслыханной дерзостью для всех соседних с евреями народов, где этим занимались только мужчины. Да и многие другие примеры наглядно показывают, насколько сильно отличалось положение ветхозаветных женщин от всех остальных.
Скажем, по закону Моисея брак мог быть расторгнут в исключительных случаях, таких, например, как совершение преступления (Книга пророка Исайи, 50, 1) или супружеская измена (Книга пророка Иеремии, 3, 8). При этом требовалось написать так называемое «разводное письмо». Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с ее стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.
Да и сама любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине оспаривалась многими афинянами. Так, Аристотель считал высшим проявлением любви любовь гомосексуальную и писал в труде «Большая этика», что лишь она способна «удовлетворить самые возвышенные духовные стремления человека, тогда как любовь между мужчиной и женщиной... с какой стороны ни посмотри, является более низменной». Закон же Моисея, защищая традиционную форму брака, на этот счет суров и категоричен.
Одна из десяти заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» (Исход, 20, 12). Почитание матери предписывается равносильным почитанию отцу. И наоборот: неповиновение матери равносильно неповиновению отцу (Второзаконие, 21, 18-21). Обычаи соседних евреям ближневосточных народов говорили о почитании лишь отца. Более того, достигший совершеннолетия сын уже должен был почитаться своей матерью.
Тиссо Джеймс, «Посланец Авраама к Саре» |
Закон Моисея прочно защищает и пленных иноплеменных женщин. Мужчине категорически запрещалась всякая близость с ней, а брак разрешался лишь после специально продуманного обряда, длившегося месяц (Второзаконие, 21, 10-14). В то же время среди подавляющего большинства других народов (да и не только того времени) пленная женщина считалась бесправной трофейной добычей, как любая неодушевленная вещь, и с ней можно было делать все, что угодно.
Итак, закон относился к ветхозаветной женщине с огромным уважением. Исключительное запрещение для женщин касалось лишь священства, причем наказанием за стремлением к священству была смертная казнь (Числа, 18, 7). Но дискриминировало ли женщину это непреложное обстоятельство?
Мужское священство нисколько не являло собой отражение якобы бесправного положения женщин. Женщине запрещалось (и по сей день запрещается) быть священником потому, что Бог явил Себя в мужском, а не женском роде, а священник во время богослужения представляет собой Бога. Именно поэтому священниками всегда были и остаются мужчины. Для ветхозаветного человека это было настолько очевидным, что на протяжении всех книг Ветхого Завета мы не встречаем ни одного случая, когда женщина пыталась бы примерить на себя роль священника.
Зато пророчествовать женщинам не возбранялось. Правда, ни одна из женщин-пророчиц не оставила своих книг, как мужчины-пророки — от Моисея до Малахии. Но их деяния и пророчества описаны многими авторами ветхозаветных книг. Первой пророчицей была сестра Моисея и Аарона Мариам. Ее песня «пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исход, 15, 21) легла в основу ирмоса первого канона, который читается на утрени. Книга Судей сообщает о пророчице Деворе, которая даже была судьей Израиля (главы 4-5). Некоторые пророчества иерусалимской пророчицы Олдамы описываются в 4-й книге Царств (22, 14) и во 2-й книге Паралипоменон (34, 22). Во времена восстановления иерусалимского храма после возвращения евреев из Вавилона в Иерусалиме жила пророчица Ноадия. Ее упоминает в своей книге пророк Неемия (6, 14).
Закон Моисея, определивший роль и место женщины в обществе, был, безусловно, самым прогрессивным в Древнем мире. Широкие возможности, которые гарантировал закон ветхозаветной женщине, обусловили появление целой плеяды ярчайших женщин. На их примере могут многому научиться не только женщины, но и мужчины всех времен и народов.
Впервые опубликовано 29 марта 2008 года под названием «Женщины Ветхого Завета (продолжение)»