Библия и ее любовные истории

Почти во всех житиях мы читаем, что родители будущего святого — благочестивая чета, супружеская жизнь которой протекала спокойно и добропорядочно. В Ветхом Завете же любовные истории своей незаурядностью и скандальностью могут поспорить с перипетиями древнегреческих мифов.
 Ребекка и Елеазар 

Авессалом убил своего сводного брата Амнона за то, что тот изнасиловал Фамарь, его сестру (2 Цар. 13).

Иаков хотел жениться на Рахили, а получил в жены ее сестру Лию. В те времена жених часто не видел свою невесту до свадьбы. Иакову повезло больше, но во время свадебного торжества невеста не подняла покрывало с лица (у нее было такое право). В темноте молодожены провели первую брачную ночь, так что жених разглядел лицо благоверной только на рассвете. Тогда-то и обнаружилось, что женой Иакова стала другая женщина (Быт. 29).

Самсон не жил с женой, а только навещал. Обычно молодая пара вливалась в общину мужа, но жена Самсона была филистимлянкой и продолжала жить с родителями. Такое случалось, эта форма брака даже получила название — «садик» (Суд. 14).

А «Песнь песней» — вообще отдельная тема для разговора. В ней, по сути, описана любовная связь вне брака. Для христиан эта книга — аллегория отношений Бога и Церкви, но ведь тема выбрана не просто так.

Даже если бы написанное в Священном Писании не было правдой, достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть: в состоянии влюбленности с людьми происходят самые удивительные вещи. По данным Росстата, число зарегистрированных браков на 1000 человек составило в 2018 году всего 6,2. Это минимальный уровень с начала века. Но мужчины и женщины, конечно, не перестали вступать в отношения, строить жизнь под одной крышей, рожать детей, переживать самые разные коллизии на любовной почве.

Да что там данные Федеральной службы государственной статистики?! Недавно близкая подруга рассказывала мне, как влюбилась в женатого мужчину. Правда, кольцо он почему-то не носит, но на телефоне стоит заставка — фото его маленького сына. Он преподает моей приятельнице танцы, но их общение не ограничивается стенами хореографического зала. Мужчина приглашает подругу на прогулки, при этом заводит разговоры на глубокие душевные темы, которые располагают девушку к откровенности. Сколько я не убеждала ее не открывать свои чувства, пока не будут ясны намерения мужчины, пока хотя бы его семейный статус не прояснится — бесполезно. «Если я расскажу ему, что влюблена, то все станет проще», — говорила она. «Все станет сложнее», — упорствовала я. «Он будет знать, как обстоят дела, и ему будет легче разрулить ситуацию. Он старше и опытнее», — настаивала подруга. «Ты хочешь возложить на него всю ответственность, а в происходящем всегда "виноваты" оба», — объясняла я. Но скоро поняла, что мои слова, может быть, и влетают в уши подруги, но не пробиваются к сердцу. Оно вообще не на месте, как и подобает сердцу влюбленного. А может быть, я просто не знаю, что говорить?

 
 Эдуард Голбейн. Руфь и Вооз, 1830

Какой же вывод? Одержимости страстью невозможно противостоять? Мы обречены на саморазрушение, крушение чужих семей и своих собственных? Даже Священное Писание своими любовными примерами подтверждает это, и стоит просто опустить руки? Не думаю.

Я не знаю, зачем нужно было поместить эти истории в Библию. Но мне очень важно, что их оттуда не вымарали. Словно чтобы показать: Бог принимает духовную историю человечества со всем плохим и хорошим, что в ней было. Он ведь и нас принимает целиком, с пороками и страстями, с темными и светлыми сторонами. А отношения между мужчиной и женщиной — плодотворная почва для проявления страстей. Значит, это важная тема, которая в Церкви, в отличие от Священного Писания Ветхого Завета, нередко замалчивается. Мы чаще слышим, как надо: «брак», «венчание», «верность», «дети», — и как не надо: «грех», «грех», «грех». К сожалению, нельзя раз и навсегда выбрать один единственно правильный путь. Мы все время будем стоять перед темной и светлой дорогой. Самое плохое — делать вид, что в нас нет этой темной стороны, отрицать ее. А признать — вовсе не значит оправдывать.

Я не знаю, что именно должны говорить священники во время проповеди, но по своему скромному мирянскому опыту понимаю, что игнорировать проблему — лучший способ ее усугубить.

После чтения остросюжетных библейских историй об отношениях между мужчинами и женщинами почему-то не возникает желания повторять за их героями. Там нередко даже нет специально сформулированного вывода, как морали в басне. Мы делаем собственные выводы. И кстати, узнаем свои черты и наклонности, которые скрыты в нас и которые есть возможность подкрепить или ослабить.

А еще нам всем суждено ошибаться, пробовать снова, опять терпеть поражение и вновь подниматься и идти вперед. Лишь бы только не бояться приходить за помощью и прощением после каждой ошибки. Лишь бы не считать себя отвергнутым и изгнанным. Бог даже из самого темного может сотворить самое светлое. Об этом — моя любимая история Ветхого Завета.

 
 Вирсавия 

Царь Давид, имея множество жен и наложниц, влюбился в другую женщину, Вирсавию. Она была замужем, но Давида это не остановило. Более того, он пошел дальше — на убийство соперника, законного мужа возлюбленной. Ребенок, который был зачат в таких обстоятельствах, умер. Но Давид раскаялся, и в будущем от его брака с Вирсавией родился Соломон — между прочим, предок Иисуса Христа, Который принёс нам Новый Завет.

Возможно, пока не понятно, как в Церкви говорить о сексуальности, вообще об отношениях между мужчиной и женщиной, о трудностях этих отношений. Но говорить точно надо. Не ожидая пресловутого 14 февраля и даже 8 июля. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале