Благовещение - первый в ряду праздников
Несколько раз принимались они за пасхальную службу, ничего не помогало до тех пор, пока не додумались отслужить благовещенскую, только тогда стало светать. Пригляделись, а солнце уже на западе, так и не пожелало оно светить в этот день людям.
В старину на Руси год начинали с Благовещения (оно почти совпадало с весенним равноденствием). Праздник настолько почитался, что его не отменяли, даже если он совпадал с Пасхой. День, в который происходило это совпадение, назывался «кириопасха», т. е. «господственная», «настоящая» Пасха.
Рассказ в Евангелии от Луки очень короткий и весь проникнут ощущением полного доверия к Богу и принятия Его воли.
Мария - молоденькая девушка, совсем недавно оставившая Иерусалимский Храм и поселившаяся в доме своего обручника Иосифа, - вдруг видит перед Собой Ангела. Его приветствие несколько смущает Ее, однако Она не возражает, а «размышляет» о словах Гавриила в Себе и молча слушает весть о том, Кем Ей суждено стать.
В вопросе Марии «как будет это, когда Я мужа не знаю?» нет ни капли недоверия (это отмечают многие проповедники). Это просто желание узнать, каким образом исполнится воля Господа (без сомнения в том, что она исполнится).
Как замечает свт. Григорий Палама, Ангел и сам не может в точности этого объяснить и прибегает к Богу: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Оба они - и Ангел, и Мария - как бы стоят перед лицом великой тайны и, не дерзая проникнуть в нее, повинуются Господу.
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», - говорит Мария, и Ангел уходит.
«В славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому, - замечает митрополит Антоний (Сурожский). - И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия».
«В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу». Поэтому «Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы». Ведь, как отмечает свт. Григорий Палама, оно было бы невозможно без полного согласия Девы Марии.
Это искреннее принятие Божией воли - то, к чему должен стремиться каждый человек, стремясь через преодоление грехов обрести потерянное единство с Богом.
Не случайно, например, Антиохийский епископ Афанасия (VI в.) считал, что день Благовещения совпадает с днем, когда был сотворен Адам, ведь согрешивший (в лице Адама) человек должен быть воссоздан (в лице Иисуса Христа) в один и тот же день года. И как некогда через Еву произошло отпадение, отделение человека от Господа, так через Марию становится возможным примирение человека с Богом. И Сама Она служит для нас примером такого единения.
Вообще же дата празднования Благовещения была установлена по исчислению девяти месяцев, отделяющих Благовещение от Рождества Христова (25 декабря). Это праздник считается третьим по значимости после Пасхи и Рождества. А св. Афанасий (IV в.) и вовсе называл его первым в ряду праздников.
Это был особый день в жизни людей. Правда, часто его особенность связывали не только с великим моментом в жизни человечества, но и с привычным для языческого сознания переходом природы от зимы к весне (Благовещение почти совпадало в днем весеннего равноденствия).
Считалось, что в этот день поведение человека должно было максимально приблизить его к Богу. Поэтому старались посещать церковь, думать о божественном, отвлекаться от суетных проблем (например, не заниматься хозяйством). Всякая работа считалась грехом, за которым неизбежно последует наказание. Причем это распространялось не только на людей, но и на животных. Люди верили, что если птица все же совьет гнездо, то или в него ударит молния и погубит птенцов, или у самой птицы отнимутся крылья, и она будет ходить по земле до праздника следующего года.
Поскольку с Благовещения начиналось пробуждение природы, немало традиций было связано с сельскохозяйственными работами. Например, до праздника нельзя было пахать землю - «будить» и «тревожить» ее раньше срока.
Особое значение для успешного сева, будущего урожая и для благополучия многих других хозяйственных начинаний имела благовещенская просфора. Вместо просфор в некоторых местах пекли благовещенское печенье в форме сельскохозяйственных орудий: плуга, бороны и серпа. При этом «серпы» отдавали девушкам, чтоб быстро жали, а «бороны» и «плуги» - парням, чтобы они преуспели в этих занятиях. Такие «плуги» и «бороны» брали с собой в поле во время пахоты. В других областях на Благовещение пекли «копытца», которыми кормили овец, чтобы уберечь их от несчастья и болезней.
Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птиц. По представлению крестьян, они могли ускорить приход весны, вымолить ее у Бога (этот обычай до сих пор соблюдается в некоторых храмах).
В XVII в. в Москве накануне Благовещения в Верховном Благовещенском соборе Патриарх совершал особый «чин хлеболомления»: благословив «благодарные хлебы и вино», он делил на куски все, кроме одного, который целым подносил вместе с чашей вина государю, по ломтю благословленного хлеба раздавалось боярам, служилым людям и всем присутствующим в храме, часть хлебов и вина отсылалась в Палаты государыне, не присутствовавшей на службе.
Одной из примет праздника считали «игру» солнца, когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками. Про него говорили: «И солнышко радуется празднику». Если кто не успел встретить рассвет на Благовещение, может попробовать полюбоваться на «играющее» солнце на Пасху.