Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 7 апреля
Этот праздник посвящен евангельскому событию – явлению Ангела Деве Марии с благой вестью о том, что она родит Сына Божия.
Дева Мария была смущена явлением Ангела, его словам, и она «сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Евангелие от Луки, гл. 1, 34-35).
1925 г. – день памяти Патриарха Московского и всея Руси Тихона.
Василий Иванович Белавин – будущий патриарх Тихон – родился 19 января 1865 г. в селе Клин Псковской губернии в семье священника. В 1888 г. Василий блестяще окончил Петербургскую духовную академию и в 1891 г.был пострижен в монахи с именем Тихон. Началась новая жизнь, вся отданная служению Русской Православной Церкви и России.
В 1897 г. архимандрит Тихон был рукоположен в епископы. За время своего служения он возглавлял несколько епархий, и всюду народ окружал его уважением и любовью за смиренный нрав, любовь к людям, твердость в вопросах веры, помощь нуждающимся. Особенно следует отметить его служение в качестве епископа Русской Православной Церкви в Северной Америке (1900-07 гг.). Здесь в чрезвычайно тяжелых условиях во всей полноте проявились миссионерские способности владыки Тихона. За время его пребывания в Америке были сильно укреплены позиции Русской Православной Церкви, открыты новые храмы, монастыри, семинарии, приюты, братства, десятки тысяч людей приведены к православной вере.
18 ноября 1917 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал владыку Тихона Патриархом Московским и всея Руси. Он становится первым после 217-летнего перерыва патриархом.
Патриарх по своему положению является главой Церкви, старшим в церковной иерархии. Первый Патриарх Московский и всея Руси был наречен в 1589 г (см.2.7). Установлением патриаршества на Руси официально подтверждалась особая роль Русской Православной Церкви как защитницы православной веры в единственном в то время православном государстве. С другой стороны, этим актом подчеркивалась необходимость консолидации сил для сохранения духовной целостности России и православной веры. В России, где православные составляли абсолютное большинство населения, на патриархов возлагалась ответственность не только за жизнь Церкви, но опосредованно и за судьбу Отечества, так как их авторитет в народе был столь велик, что их мнение влияло на государственные решения, принимаемые царской властью.
До конца XVII в. светская (царская) и церковная (патриаршая) власти в России действовали в единении, и это было благом для страны. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I не назначил выборы нового патриарха. В 1721 г. был образован правительственный орган – Святейший Правительствующий Синод, который должен был руководить делами Церкви. Глава Синода, в свою очередь, назначался Императором. С этого времени церковная власть стала подчиняться светской, что привело в конце концов к ослаблению Веры в России, потере высшим обществом традиционных ориентиров и ценностей, изменению представлений о государственных интересах Отечества и его миссии в этом мире. В связи с этим на протяжении двухсот лет несколько раз поднимался вопрос о восстановлении патриаршества в России.
Наконец, в 1906 г. Император Николай II образовал специальную комиссию по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви с целью всестороннего обсуждения вопросов церковной жизни и избрания Патриарха всея Руси. К сожалению, в силу ряда причин этот Собор смог начаться только 28 августа 1917 г., когда в России была уже свергнута веками сложившаяся православная монархия. В это смутное время, когда нужно было избежать крушения традиционных для России институтов власти, остро ощущалась необходимость укрепления Церкви. Все надежды возлагались на вновь избранного патриарха.
Избрание Патриарха состоялось 18 ноября 1917 г., уже после Октябрьской революции. В своем обращении к народу после избрания Патриарх Тихон сказал: «И Господь как бы говорит мне так «Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких»»
Новый патриарх был олицетворением кротости, доброты и сердечности, но при этом был непреклонно тверд в делах, касающихся Церкви.
В первые страшные годы гонений на Церковь (см. 19.8) патриарх Тихон стойко защищал ее от безбожной власти, клеветы, разграбления, раскола. Только благодаря его стойкости и мужеству, Советской власти не удалось сломить и уничтожить Церковь в первые послереволюционные годы. Патриарх Тихон был бесстрашен, он перенес тюремное заключение и несколько покушений на свою жизнь, но продолжал борьбу за сохранение Православия.
В то же время патриарх Тихон призывал к налаживанию новых отношений Церкви с государством, которые бы спасли Церковь от полного уничтожения. В своем завещании он писал: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры в Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем». Его преемники исполнили этот наказ и, несмотря на колоссальные потери, спасли Церковь от разгрома.
В 1989 г. патриарх Тихон причислен к лику святых Русской Православной Церковью. Дни его памяти 7апреля и 9 октября. Мощи святого патриарха Тихона покоятся в Новом соборе Донского монастыря в Москве.