Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 26 мая
Во время русско-турецкой войны 1828- 29 гг. русский 18-ти пушечный бриг «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта А.И. Козарского курсировал около Константинопольского пролива. Неожиданно бриг наткнулся на отряд из 18 турецкий кораблей. Ввиду колоссального превосходства противника бриг пытался уйти от столкновения, но утихший ветер не позволил выполнить этот маневр.
Два лучших турецких корабля – 110-ти пушечный под флагом командующего турецким флотом и 74-ти пушечный – догнали «Меркурий» и открыли по нему огонь. Сложность создавшегося положения вынудила Козарского собрать военный совет, который единодушно высказался за то, чтобы принять бой и в критической ситуации попытаться сцепиться с одним из неприятельских судов и взорвать бриг вместе с ним. Команда брига с энтузиазмом поддержала это решение. Начался бой русского брига с двумя турецкими кораблями, в десять раз превосходящими его по артиллерийскому вооружению.
Бой продолжался около трех часов. Несмотря на убийственный огонь, бриг успешно маневрировал и отвечал выстрелами, принесшими существенные повреждения вражеским кораблям.
На предложение сдаться бриг ответил огнем всей своей артиллерии. Наконец, турки поняли, что бриг не прекратит боя, а скорее погибнет, причинив их кораблям максимальные потери. Они вышли из боя, а бриг «Меркурий», который от полученных повреждений еле держался на воде, на следующий день соединился с русской эскадрой.
После боя штурман флагманского турецкого корабля писал: «Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь. Во время сражения мы поняли, что капитан этого брига никогда не сдастся и скорее взорвет себя на воздух. Если чье-либо имя достойно быть начертанным золотыми литерами на храме славы, то это имя капитана этого брига. Он называется капитан-лейтенант Козарский, а бриг – «Меркурий». С 20-тью пушками, не более, он дрался против 200, в виду неприятельского флота, бывшего у него на ветре».Император Николай I щедро наградил капитана и весь экипаж брига «Меркурий». А.И. Козарский получил звание флигель-адъютанта, а бриг – кормовой георгиевский флаг. Приказ Императора оканчивался словами: «Мы желаем, чтобы память беспримерного дела сего сохранилась до последних времен. Вследствие чего повелеваем вам распорядиться, когда бриг сей будет приходить в неспособность продолжать служение в море, построить по одному с ним чертежу и в совершенном с ним сходстве во всем, другое такое же судно, наименовав его тем же именем. Когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим, новым таким же. Мы желаем, чтобы память знаменитых заслуг команды брига “Меркурий” и его имя во флоте никогда не исчезали и, переходя из рода в род, на вечные времена служили примером потомству».