Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 31 мая
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в семье купца. Дед и отец М.В. Нестерова были первыми по своему положению купцами города. Дед в течение двадцати лет был городским головой Уфы. В этой семье искусство было подлинным увлечением и пристрастием. Увлекались литературой, с уважением относились к живописи, в доме устраивались любительские спектакли, и маленькому Михаилу никто не мешал в его увлечении рисованием. Однако отец мечтал, чтобы сын приобрел техническое образование и стал продолжателем «дела».
Обучение Нестерова в гимназии (1872-74г.г.) шло плохо, особенно не давалась мальчику математика. Поэтому в 1874 г. отец решил отвезти его в Москву и поместить в классы при Московском техническом училище (ныне имени Баумана). Однако Нестеров не выдержал экзамена, и его определили в частное училище. Там Нестеров снова оказался во вражде с математикой и иностранными языками, зато в горячей дружбе с рисованием. В это же время он впервые в своей жизни посетил художественную выставку. Это была выставка передвижников, которая его потрясла, и он начал мечтать о карьере художника.
Не без колебаний отец Михаила Васильевича согласился на его поступление в Училище живописи и ваяния (ныне имени Строганова), так как в его представлении художник был человеком, обреченным на нужду и бесславное существование. В этой связи интересно воспоминание М.В. Нестерова: «Мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я “готовый художник”, пока моей картины не будет в галерее (П.М. Третьякова)». Художественный критерий уфимского купца оказался лучшим из всех, которые были возможны в 1880-е годы.
В 1877-80 гг. М.В. Нестеров учился в Московском Училище живописи и ваяния, в 1884-83 гг. обучался в Петербургской Академии художеств. Занятия в Академии не удовлетворяли Нестерова, и в 1883 г. он возвратился в Москву в Училище, окончив которое в 1885 г., получил звание свободного художника.
В этот момент в жизни Нестерова произошло событие, коренным образом повлиявшее на его взгляд на жизнь и призвание художника – при родах умерла его горячо любимая жена. Он был убит горем, однако впоследствии он сам вспоминал: «Любовь к Маше и потеря ее, сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу – словом все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве». Как глубоко верующий человек он в тяжелую минуту жизни нашел опору в Православии. Это дало ему возможность проникнуть в духовный мир людей, ушедших от повседневной жизни и посвятивших себя Богу, и, благодаря этому, найти художественный материал для выражения своей любви и преданности Родине, ее природе и человеку.
Первая же картина на этом новом для него пути «Христова невеста» (1887 г., по-видимому, утеряна; известна только по репродукции) создала Нестерову имя. В следующем году Нестеров пишет картину «Пустынник» (Третьяковская галерея). Таинственный мир скита показан Нестеровым в этой картине с такой простотой и правдой, которая не удавалась даже русским писателям. Будучи выставлена на выставке передвижников, она была сразу приобретена П.М. Третьяковым.
Наконец, в 1889 г. написана картина «Видение отроку Варфоломею» (Третьяковская галерея) – одна из вершин творчества Нестерова. На картине на фоне чудесного русского пейзажа изображено событие, которое по преданию произошло в юности с Варфоломеем, будущим святым преподобным Сергием Радонежским. Отроку Варфоломею не давалось обучение грамоте, и он очень страдал от этого. Однажды он встретил странного монаха, который узнав об его скорби, помолился и сказал Варфоломею: «О грамоте, чадо, не скорби: от сего дни дарует тебе Господь грамоте умети зело добре» и исчез. Картина имела огромный успех и выдвинула Нестерова в число лучших русских художников. Сам художник считал эту картину своим самым значительным произведением.
С этого времени и практически до революции 1917 г., т.е. в течение двадцати пяти лет, Нестеров пишет картины на сюжеты из жизни монахов, евангельские сюжеты, образы святых и т.д. Он принимает участие в росписях храмов – Владимирского собора в Киеве, храма в Марфо-Мариинской обители в Москве и др., выступая как блестящий монументалист. Но уже в эти годы Нестеров создает ряд прекрасных портретов.
Период после 1920 г. в творческой жизни Нестерова практически целиком отдан портрету. Он создает галерею портретов своих современников. В них мы встречаем живых людей, мы чувствуем их темперамент, внутренний настрой и характер. В качестве примера может служить блестящий портрет академика И.П. Павлова (Третьяковская галерея). Портреты Нестерова принесли ему заслуженную славу.
М.В. Нестеров скончался 18 октября 1942 г. не намного пережив свое восьмидесятилетие.
За два года до смерти М.В. Нестеров говорил: « Что бы ни говорили, что бы ни писали обо мне, жить буду не я – жить будут, если будут, мои картины. Но в том-то и штука: если будут. Вот посмотрим. Пройдет лет двадцать пять – тридцать. Вот если тогда “Варфоломей” скажет что-нибудь подошедшему к картине, значит, он жив, значит, жив и я. Высочайшее из званий – так я думал всегда, так думаю и теперь – это художник. Не многие имеют на него право. Ничего бы я так не хотел, как заслужить это звание, чтобы на моей могиле по праву было написано: художник Нестеров».
Прошло уже более ста лет с того момента, как была написана картина «Видение отроку Варфоломею». Но и сегодня многочисленные посетители Третьяковской галереи подолгу стоят перед этой картиной, будучи очарованы миром, который она открывает им. Именно поэтому мы сегодня склоняем голову перед могильным памятником на Новодевичьем кладбище в Москве, на котором написано «Художник Михаил Васильевич Нестеров» и чтим память выдающегося русского художника.