Пять непридуманных историй о Репине
Выбор Садко
Помните историю Садко из былины? Купец и сказитель, он попадает в плен к морскому царю. В подводных белокаменных палатах Садко играет на гуслях, морской царь начинает плясать, а на синем море разыгрывается буря. Несчастные моряки молятся святому Николаю. Тогда Садко является загадочный седобородый старец и велит, когда морской царь предложит жениться, пропустить первые триста девиц, и вторые триста девиц, и третьи триста девиц. Выбрать Садко должен идущую в самом конце Чернавушку.
Когда молодому пенсионеру (или стипендиату, как мы сказали бы сейчас) Академии художеств Илье Репину надо было найти в Париже тему для отчётной работы, он выбирает именно этот сюжет. На картине мимо Садко-Виктора Васнецова (Васнецов тоже был тогда в Париже и позировал Репину) проплывают невесты-русалки, но смотрит он только на девицу Чернавушку. В былине Садко проснётся на следующее утро после свадьбы на берегу реки Чернавы в родном Новгороде, а вот Репин поступит совсем неожиданно. Он проживёт в Париже только три года вместо положенных шести, прервёт пенсионерскую поездку и вернётся в Россию. И поедет первым делом в родной Чугуев в Харьковской губернии. Там будет искать вдохновения — и найдёт в теме крестного хода. Но так или иначе, вдохновение для него, как и для Садко, было связано с родными местами, а вовсе не с долгожданной поездкой в Париж.
Илья Репин. «Садко» |
Скорее Брюллов, чем Иванов
Традицию писать себя на больших исторических картинах заложил в русском искусстве Карл Брюллов. В «Последнем дне Помпеи» он с ящиком красок спасается (и, разумеется, не спасётся) во время извержения Везувия. На другом каноническом полотне середины XIX века — «Явлении Христа народу» — автор, Александр Иванов, оказывается в образе путешественника. В шляпе и с посохом в руках он путешествует то ли во времени, то ли в поисках истины.
Два гранда искусства уже второй половины XIX века, Василий Суриков и Илья Репин, ситуацию зеркально повторили. Суриков окажется в лучших традициях Иванова странником на своей картине «Боярыня Морозова». А вот Репин, который Иванова вроде бы любил и даже повторил композицию «Явления Христа народу» и в «Не ждали», и в «Приёме волостных старшин Александром III», пошёл по пути Брюллова. На заказанном для Кремлёвского дворца «Приёме волостных старшин Александром III» он — именно художник, который расположился рядом с решёткой во дворе Петровского подъездного дворца и увлечённо рисует в альбоме. Ситуация интересная, потому что Суриков и Иванов в таком случае оказываются в когорте философов и путешественников, а Репин вслед за Карлом Брюлловым пытается стать солнцем русской живописи.
Илья Репин. «Приём волостных старшин Александром III» |
Роль сильной женщины
Всю свою жизнь Илья Ефимович Репин любил сильных женщин. Разъярённая царевна Софья — львица в клетке — стала героиней исторической картины, написанной в Москве (а позировала для неё ещё одна незаурядная женщина — пианистка Валентина Серова, вдова композитора и мать художника Серова). Со старшей дочерью Льва Николаевича Толстого Татьяной художник переписывался и восторгался её смелыми взглядами. Был долго влюблён в собственную ученицу Елизавету Званцеву, которая — неожиданное дело — на его ухаживания не ответила, даже перешла в класс к другому педагогу, а потом стала известна благодаря основанной ей в Петербурге рисовальной школе Званцевой, где преподавали Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Но, разумеется, самой интересной женщиной в жизни Репина была его «гражданская» жена Наталья Нордман — вегетарианка, фотограф, путешественница и писательница. Она произвела на Репина такое впечатление, что он и сам стал на некоторое время вегетарианцем, а имение «Пенаты» пестрело объявлениями о том, что слуг здесь ждать не надо — использовать труд других людей Наталья Нордман считала непозволительной роскошью.
Илья Репин. «Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой» |
Мгновение, которое меняет жизнь человека
Репин был заворожен темой мгновения, которое меняет жизнь человека. Её он умудрился применить и к теме исторической, и к вполне злободневному сюжету. Злободневный сюжет вы знаете: это возвращение ссыльного на картине «Не ждали». В ней — почти театральный пафос: встающая навстречу изгнаннику старушка-мать, удивлённые дети, портреты Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене. Менее ожидаемым оказалось обращение к этой теме на картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», посвящённой истории святого Николая. Репин выбирает эпизод из жития, где речь идёт о трёх невинно осуждённых, спасённых святителем прямо во время казни. Он даже изображает трёх оклеветанных героев людьми разного возраста (в лучших традициях древнерусского искусства, где три человека разного возраста — это как правило всё человечество в целом). А то, что образ святого Николая, возможно, вдохновлён Львом Толстым, выступавшим против смертной казни, можно считать почти обязательной данью эпохе. Картину купил с 17-й выставки передвижников император Александр III, и красивая легенда гласит, что именно после этой покупки было принято решение о создании Русского музея.
Илья Репин. «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» |
Мечта о свободе
Репин тосковал по свободе — почти всегда. Может быть, свободе не политической, как хотели бы думать коммунисты, печатавшие «Бурлаков на Волге» во всех советских учебниках. Его притягивала свобода личная и творческая, поэтому он так восхищался музыкой Мусоргского и писал запорожцев — ярких, смеющихся, свободных и увлечённых. Потом он напишет затянутых в мундиры чиновников в «Торжественном заседании Государственного совета» или почти таких же «форменных» революционеров на картине «Манифестация 17 октября 1905 года». Но казаки останутся его любимыми героями. И в 1920-е годы больной пожилой Репин начнёт писать в финской Куоккале (ныне Репино) «Гопак». Тогда у него не будет денег даже на холст, он возьмёт линолеум, и узор на линолеуме будет просвечивать сквозь казачьи куртки. Эту картину, такую же яркую и свободную, как «Запорожцы», он посвятит памяти своего друга, композитора Мусоргского. В старости, безденежье и болезни Репин найдёт утешение в том, что привлекало его всегда — живописной стихии, в которой мало условностей и ограничений.
Илья Репин. «Гопак» |