Косовский прецедент в российском дискурсе
Тем более немного найдется стран, чей гражданин своим поступком (в данном случае речь идет об убийстве эрцгерцога Фердинанда сербским гимназистом Гаврилой Принципом) вызвал одну из самых кровопролитных и трагических войн за всю историю человечества. Дальнейшая история Сербии - страны, которую на протяжении десятилетий раздирали и внутренние, и внешние конфликты, - уже не просто трагична, она стала или становится сейчас в каком-то смысле мерилом дальнейшей судьбы Европы. То, что произошло с сербским краем Косово, является лишь закономерным следствием бомбежек НАТО в 1999 году. Сейчас бессмысленно говорить о том, кто прав, а кто виноват был тогда, кто кого больше убил - косовары сербов или наоборот, были ли вообще хоть сколько-нибудь значимые этнические чистки со стороны сербов, или были они только со стороны косовских албанцев. Праведная месть будет рождать неправедную, и так до тех пор, пока эту часть суши не сровняют с землей окончательно натовские бомбардировщики, чтобы ни нашим, ни вашим это место не досталось.
Специалисты в области права говорят, что косовский прецедент вписывается в рамки прав народов на самоопределение. Быть может, и так, но, с другой стороны, косовский конфликт выходит далеко за правовые рамки, и на самом деле по большей части его значение лежит в области нравственной, и именно поэтому важно понимать, что значит косовская трагедия для России.
Записные патриоты любят теперь кричать о том, что поддержка Россией Сербии в косовском конфликте есть истинное проявление нашей исконной православности, братской дружбы и памяти об общем панславянском союзе. При этом позиция Китая, совершенно согласная с позицией России, а местами и более жесткая, совсем не учитывает православности и братскости - от Китая до Косово расстояние почти как до Луны, а в отношении ментальности и общей религиозности - дистанция совсем уж огромного размера.
То же можно сказать и о Шри-Ланке, Новой Зеландии и Кубе - странах, также выразивших однозначный протест действиям самопровозглашенного государства. Говорить теперь о том, что вот эти 15-20 стран оказались более правильными в нравственном отношении, чем признавшие независимость, можно с большой натяжкой - в политике действуют иные принципы, далекие от нравственности. Скорее уместно говорить о том, почему каждая конкретная страна поддержала или не поддержала независимость Косово.
Россия по определению империя. Империя хотя бы по размеру, богатству природных ископаемых, наличию ядерного оружия, но главное, что у русского человека имперское сознание, которое решительным образом отличается от сознания гражданина небольшой страны.
Вместе с этим Россия - страна-победитель, у нас нет опыта поражения, мы не знаем горечи потери. Татаро-монгольское иго, польские интервенты, любые другие трагические страницы истории нашей страны всегда оказывались в прошлом, Россия всегда так или иначе побеждала внутренних и внешних врагов, сохранялась как страна. Даже Октябрьский переворот, хотя и стал несравнимой трагедией, не уничтожил страну, но после первых десятилетий неустроенности советская власть продолжила именно имперский курс развития истории. И поэтому нам невозможно понять сербов, у которых горечь поражения в крови. Сербия чаще проигрывала, чем выигрывала, чаще теряла, чем приобретала. С геополитической точки зрения нам, видимо, лучше, чем сербам,- Россию вряд ли кто будет беспардонно бомбить, вводить свои войска, отнимать принадлежащие нам земли - все же наличие ядерного оружия решает многие проблемы пока что. А вот с точки зрения духовной - еще вопрос, кому лучше.
У нас все очень спокойно, все наши проблемы - это проблемы утверждения имперского статуса, будь то наращивание вооружений, или энергетический диктат, или цена нефти. И поскольку перед Россией никогда на протяжении последних десятилетий не стояло вопроса потери самого святого, то оказывается, что этого святого у нас, по сути, уже и нет, чего не скажешь о Сербии. Что может отнять у России мировое сообщество, если оно того вдруг захочет, а власть вдруг это позволит сделать? Есть ли у России свое Косово поле? Нет у нас такого. И в географическом плане в нашей стране нет подобного места - Москва, как известно, не Россия, а в сознании большинства - другая страна, давно уже из себя святыни не представляющая.
Крым? Он нам нужен только как место бюджетного отдыха, равно как и, к слову сказать, Абхазия. Места боевой славы - Куликово поле, Чудское озеро, Бородино, Курск, Сталинград,- все это скорее удел курса школьной истории, чем реальные, живые названия в сознании современного человека. Что же касается некоего духовного «Косова поля», то и здесь все не очень гладко. Даже если верить статистике, которая говорит, что сознательных православных в нашей стране не более десяти процентов, то все же возникают сомнения в том, смогут ли эти десять процентов постоять за свою веру, зажечь в случае возникновения опасности остальные, допустим, шестьдесят процентов лояльно к вере относящихся сограждан.
Об уважении к государству, его праздникам, Основному закону, гимну и прочим атрибутам говорить вообще не приходится - каждый приличный человек считает своим долгом выразить свое «фи» происходящему сейчас в политическом дискурсе. При этом стоит отметить, что все вышеперечисленное - не бичевание общественных пороков, а констатация фактов, и на вопрос «кто виноват?» отвечать не так просто: все это случилось совсем не сейчас, состояние нашего общества в его агрегатном состоянии - следствие усилий не одного поколения. И поэтому сейчас у нас нет того, что так панически пытаются нам искусственно найти - какой-то аккумулирующей все здоровые силы в обществе идеи.
Продолжение следует...