«Вы сделаете Ваши сердца Храмом Христа?»

А что бы на этот вопрос ответили вы? Студентка Берлинской Академии Искусств, не раздумывая, сказала «да». Теперь она игумения, или как здесь ее называют «Герондисса», греческого монастыря святого Георгия Караискаки около Кардицы (Фессалия). Мы беседуем с матушкой о ее пути к Богу и о волнующих каждого человека вопросах жизни духа. Ответы Герондиссы касаются самого сердца. Духовная дочь архимандрита Дионисия (Каламбокаса), унаследовавшего традиции духовничества от «патриарха современного монашества в Греции» архимандрита Емелиана (Вафидиса), она опытно переживает встречу со Христом ежедневно и ежечасно. И это главное, что поражает собеседника, и придает огромную силу ее свидетельству.
Игумения Диодора (Штапенхорст)
 Игумения Диодора (Штапенхорст)

Отдать себя без остатка Христу

– Герондисса! Свет монахам – ангелы, а свет мирянам – монахи. Поэтому мы прибегаем в монастыри за духовной поддержкой. Особенно радостно быть в Вашей обители. В храме мц.Татианы при МГУ издавались труды игумена монастыря Симонопетра на Афоне архимандрита Емелиана (Вафидиса). Для многих они стали откровением, вдохновили на духовную жизнь. Я знаю, что монастырь святого Георгия Караискаки связан с личностью этого великого подвижника XX столетия. Каким образом?

– Через нашего Старца[1] архимандрита Дионисия (Каламбокаса). Он родился в Фессалии, в городе Трикала. Его мать пришла сюда, в обитель святого Георгия, чтобы отслужить молебен у чудотворной иконы Божией Матери «Пещерная», прося у Богородицы мальчика: «Если Ты мне подаришь сына, я подарю его Тебе». Она действительно вскоре зачала и, родив сына, назвала его в крещении Георгием. Это и был наш Старец. Шестнадцатилетним юношей он познакомился со старцем Емелианом.

 В то время старец Емелиан, любимое чадо приснопамятного митрополита Трикальского Дионисия, был игуменом монастыря Преображения Господня, или Великие Метеоры. Он по благословению святителя время от времени спускался в город Трикала для проповеди и исповеди верующих, особенно молодежи, духовное попечение о которой входило в круг его обязанностей. Тотчас душа юного Георгия просветилась духом старца Емелиана, которого он возлюбил и за которым последовал немедля. Георгий просто побежал на Метеоры к старцу Емелиану, чтобы вверить ему себя и стать монахом (тем более, что его прежнего духовника сегодняшнего митрополита Коронийского Пантелеимона (Кафрептидиса) митрополит Дионисий послал в Германию для обучения в аспирантуре).

 Наш Старец был одним из первых монахов старца Емелиана на Великих Метеорах и первым, кого он постриг с другими его однокурсников в малую схиму[2], 17 августа 1969 года. А когда в 1973 году вся братия перебралась на Афон (Метеоры все более и более наводнялись туристами), он последовал за своим старцем на Святую Гору в монастырь Симонопетра, где многие годы пребывал рядом с ним. Он стал его ближайшим помощником в организации и строительстве женского монастыря Благовещения Божией Матери в Ормилии, куда был назначен служащим священником и духовником. Старец Дионисий – это живое воплощение слова и духа старца Емелиана, о чем последний не раз свидетельствовал в течение всех лет, начиная с самого знакомства вплоть до последней своей приветственной речи, обращенной к нашему старцу в монастыре Честного Креста в Иерусалиме. Поскольку чадо в полной мере в духе и истине исполнило слово отца, то стало истинным сыном, единым целым со старцем, им самим.

Митрополит Дионисий (Хараламбус)
 Митрополит Дионисий (Хараламбус)
А чтобы Вы вкусили от этого духа и поняли его истоки, я скажу Вам несколько слов о духовном отце старца Емелиана митрополите Трикальском Дионисии (Хараламбусе). Будучи игуменом на острове Лесбос в 1942 году он был схвачен немецкими оккупантами, раскрывшими, что он прятал британских солдат и оказывал им всяческую помощь. Отказавшись выдать имена своих соратников в освободительном движении, он был подвергнут страшным пыткам и был приговорен к тюремному заключению на 10 лет. Его поместили в немецкие концлагеря Штайн и Бернау, где он сделался духовным отцом своих заключенных земляков, которых не покинул до конца, отказавшись в соё время, будучи еще в тюрьмах Салоник от редчайшей возможности собственного выхлопотанного митрополитом Фессалоникийским освобождения и отправился в концлагеря по сути добровольцем. Семнадцать раз ему выносили смертный приговор, но всегда он чудом спасался предстательством Пресвятой Богородицы. Его пастырская совесть, которая всю жизнь указывала ему на то, что есть его пастырский долг, и всякий раз призывала к принятию на себя всё новых и новых обязанностей, не позволила ему и в 1945 году так просто вернуться на Родину. Он до тех пор не покинул Германию, пока не собрал (как представитель Греции в Германии) всех до единого греков и не отправил их на Родину. Сам же он стал последним греком, вернувшимся из плена на Родину. Это исторический факт.


Вот это дух митрополита Дионисия – отдать себя без остатка Христу, быть готовым каждую секунду умереть за своих духовных чад. Этот дух воспринял от Дионисия Трикальского и старец Емелиан, а от старца Емелиана наш Старец Дионисий, которому Старец Емилиан дал имя своего старца. И мы опытно переживаем из общения с ним этот дух решимости взойти на Крест ради ближнего своего, полностью раствориться во Христе так, чтобы не оставалось ничего личного. Но всего себя отдать: таять, подобно свече, в любви, слове и истине Христовой, горя духом Божиим.

 Таким был святой Дионисий Трикальский. Он предал себя всецело в Руки Божии, поэтому и смог пройти через все мучения, через все круги ада и одновременно был в состоянии поддерживать души других. Его примеру последовал старец Емелиан, с молодых лет воспринявший его опыт и сделавший его своим житием. Так же и наш Старец, архимандрит Дионисий, воплотил в свою жизнь слова старца Емелиана.

 

Поиски веры, или путь «домой»

– Мы читали книги старца Емелиана, а Вы знали его лично. Каким он Вам запомнился?

Старец Емелиан (Вафидис)
Старец Емилиан (Вафидис)

– Со старцем Емелианом я познакомилась в Греции. Тогда я была студенткой, но уже решила принять православное крещение и стать монахиней. Каждый раз, когда старец Емелиан приезжал с Афона в Афины или в другие города и монастыри, чтобы служить там всенощное бдение и проводить беседы, наш Старец Дионисий посылал нас на эти встречи. Я еще не знала греческого языка, но все понимала. Слова, манера речи, голос, глаза старца Емелиана – все было выражением духа любви, доброты и святости.

 Когда ты смотришь в его глаза – ты видишь небо. Когда ты слышишь его голос – ты чувствуешь, что слышишь сладчайшее слово Христа. Его движения свидетельствовали о глубоком внутреннем мире и покое во Христе. И у меня наворачивались на глаза слезы от того, что я ощущала, что нашла тот дух, который искала годами. Я понимала, что оказалась, наконец-то, «дома», «на Родине».

– А между тем ведь Ваша Родина – это Германия. Как Вы пришли к православию?

– Я училась в Берлинской Академии Искусств и всегда мечтала заниматься искусством, потому что думала, что в нем я обрету Бога. В Академию было очень трудно поступить, мне пришлось серьезно заниматься. Но когда меня приняли, то через полтора-два года мне стало ясно, что там я Бога не найду. И все же Господь устроил так, что именно искусство привело меня к нашему Старцу. Я получила стипендию от Академии Искусств для стажировки в Греции и впервые очутилась в стране с живым православием.

 Я абсолютно ничего не знала о православии. К сожалению, в школах Германии нам о православии не рассказывали. Моя семья – протестантская. Родители воспитывали меня в вере, но именно отец вселил в мою душу жажду Богообщения. Нас было шестеро детей. Возвратившись с работы, он всегда молился с каждым из нас перед тем, как мы ложились спать. В Берлине в том храме, куда он ходил юношей на катехизацию, пасторы имели готовность отдать за Господа свою жизнь, и многие погибли в концлагерях за проповедь Христа и открытую критику Гитлера. То есть в свои 18 лет отец увидел людей, которые подлинно верили и были готовы за это умереть. Их вера запечатлелась глубоко в его душе. И он во всей полноте мне её передал.

 Именно такую веру и абсолютную истину я искала в студенческие годы вокруг себя, но нигде не находила. Все мне представлялось каким-то поверхностным, безжизненным и неистинным. Душа моя искала и жаждала. Так что к моменту моей стажировки я внутренне была готова к встрече с православием. И она произошла.

 В Греции я ощущала разлитой повсюду изобилующую благодать Божию: в храмах и иконах, в священнических облачениях и лампадах –  я с умилением чувствовала присутствие Бога. Часто мне встречались очень простые люди, без особого образования, но, глядя на их лица, сияющие внутренней красотой и мудростью, я осознавала, что у этих людей есть иное образование, иное знание, иное восприятие мира. Тогда я совсем не говорила по-гречески, но люди оказывали такое гостеприимство, что я забывала, что я – иностранка! Я встречала людей, которые открыто выражали свои чувства, улыбались, ласково беседовали даже с незнакомым им человеком!

 Всегда, бывая в других странах, я посещала и церковь. Мне хотелось через веру людей лучше понять их самих. Так случилось и в Греции. Я зашла в церковь – и меня немедленно приняли с такой теплотой!

 Вот мои первые впечатления. А потом мне случилось посетить монастырь святителя Иоанна Златоуста на острове Наксос. Для меня это было первое посещение монастыря в жизни. Мы осмотрели с большим вниманием древний храм, затем присели в монастырском дворике. Внезапно туда зашел монах. За ним следовала семейная пара, женщина плакала. Я поняла, что она шла исповедоваться. Спустя некоторое время они вышли из храма: радостью и спокойствием светилось лицо женщины. Эта разительная перемена произвела на меня сильнейшее впечатление.

Старец Дионисий (Каламбокас)
 Старец Дионисий (Каламбокас)

И тут монах обратился к нам. Он спросил, нравится ли нам монастырь. И вдруг –следующий вопрос: «Вы сделаете ваши сердца Храмом Христа?»

Я была со своей подругой - однокурсницей скрипачкой из Англии, которая также как и я переживала пору религиозных и духовных исканий. Для нее этот глубокий и прекрасный, столь сущностный вопрос прозвучал столь внезапно, что она молча глядела на Старца. Тогда он обратился ко мне. И я не знала, что ответить на этот необъятный вопрос, но произнесла: «Да». И тут же прибавила: «Да, но ведь это должно быть так трудно…» Он ответил: «Да, трудно, но исполнено божественной сладости». Так произошла моя встреча со Старцем.

 

Эта вторая фраза Старца, которую я нигде прежде не встречала, выражает то реальное состояние его духа, которое он перенял от своего старца, а тот в свою очередь – от своего: «Да, трудно! Ну и что? Вперед!» То есть чем больше боли испытываешь ради Христа, тем выше и слаще радость восприемлешь.

– А как Старец Дионисий оказался на Наксосе?

– Архимандрит Емелиан не раз посылал его на остров Парос, соседний с островом Наксос, где подвизался великий греческий духовник отец Филофей (Зервакос), игумен знаменитого монастыря Лонговарды. Он очень любил нашего Старца и хотел видеть его своим преемником по игуменству и по духовничеству, передать ему своих духовных чад в монастырях и монашеских общинах, которые основал там и на соседних островах. Перед своей кончиной в 1980 году он просил старца Емелиана прислать ему со Святой Горы отца Дионисия, чтобы тот принял его последнюю исповедь. Присутствовал отец Дионисий и на погребении старца Филофея, и оставался на Паросе, пока не отслужил сорокоуст по усопшему.

 А в 1987 году, как раз когда состоялось наше знакомство, старец Емелиан в очередной раз послал отца Дионисия отслужить панихиду на могилке старца Филофея. После чего он по просьбе своих духовных чад, жителей Наксоса, посетил остров на несколько часов.

 – Да духовные люди связаны в Боге друг с другом – и старец Филофей, и старец Емелиан, и ваш Старец… После той знаменательной встречи со Старцем Дионисием на острове Наксос Вы стали монахиней. А Ваша подруга – скрипачка из Англии?

– Стала монахиней и она. Но прежде попечением нашего Старца крестилась вместе со мной во Иордане-реке. Еще в Академии Искусств училась наша третья подруга, норвежка. Она также собиралась ехать в Грецию и уже купила билет, но в последний момент по важной семейной причине осталась дома. Когда мы вернулись, она настолько глубоко пережила наш удивительный опыт, словно бы была тогда вместе с нами. И теперь она тоже монахиня.

 – Вы все монахини в греческих монастырях?

– Сестра из Норвегии – здесь, в Греции, хотя вот уже 20 лет ее просят основать обитель на её Родине. А сестра из Англии – благочинная в Покровском монастыре во Франции.

 – На Ваш взгляд, довольно ли для монашества желания? Или же это призвание?

– Да, это призвание. Конечно, желание в душе человека насаждает Бог. Но нужна и наша решимость. Бог всех зовет, но очень важно, решимся ли мы сами за Ним следовать.

 

Жизнь духа

– Что такое духовная жизнь? Она важна только для монахов или и для мирян? Можно ли сказать, что у одного есть талант для духовной жизни, а у другого нет?

– Духовная жизнь – это желание жить в постоянном присутствии Бога и опыт, благодаря которому тебе становится невыносимо быть вне Его присутствия. Конечно, духовная жизнь очень важна для монахов, но также и для мирян. Наш Старец кроме четырех монастырей в Греции и нескольких за рубежом окормляет и множество мирян. Многие из его духовных чад избрали путь жизни в браке. И мы знаем, что Старец не меняет основ духовного окормления, одинаковых для всех и повсюду. Разумеется, с нами он более строг, потому что ожидает от нас большего. Но его дух при общении и с мирянами, и с монахами один и тот же.

 – Может ли мирянин почувствовать сладость Христа, о которой Вы говорите?

Крещение соученицы Игумении Диодоры по колледжу
 Крещение соученицы Игумении
Диодоры по колледжу

– Конечно! Христос сказал: «что вам говорю, говорю всем» (Марк. 13, 37). Старец научает нас не только тому, как не прогонять от себя Святой Дух, но и тому, как привлекать Его к себе. Объясняет, как в повседневной жизни стяжать и непрестанно удерживать Святой Дух. Помогает увидеть, что мы лишились Святого Духа, сделав что-то неправильное. А поставив диагноз, потихоньку можно приниматься и за лечение, чтобы вновь обрестись  во Святом Духе.

– Как стяжать Святой Дух и не потерять Его?

– Мы теряем Святой Дух, когда не живем внутренне в соответствии с заповедями Христа Бога нашего. Бог все показал через Священное Писание и Предание, т.е. мы знаем, что Ему угодно. И чем чаще мы исполняем Его волю, тем более мы приближаемся к Нему. В противном же случае мы отступаем от Него, отступаем от Святого Духа.

 – Что такое исповедь, и зачем она нужна?

– Исповедь – это постоянная потребность души, это самое ее дыхание. Любая ошибка или грех, которые мы совершили, отягощают нашу совесть. Мы можем её очистить, осознав и исповедав их.

 – Но многие говорят: «Я исповедуюсь Богу, не нужен мне священник»!

– И протестанты так говорят. Но Христос дал нам посредника – священника, Старца, мудреца, преподобного, преемника апостолов, «Моисея», который стоит на высоком духовном месте, который идёт далеко впереди от своей эпохи, непрестанно восходя от нас ко Господу и нисходя от Него к нам. Он, как отец, берет тебя, «ребенка», за руку и ведет туда, куда тебе нужно попасть. Он помогает не упасть, не расшибиться. И наша душа чувствует, кто наш духовный отец, выбирает его из десятков тысяч людей, своего, единственного во всей вселенной, и хочет быть перед ним полностью искренней и говорить ему все. Мудрость опытного духовника обнаруживает и излечивает проблему, которую мы сами часто даже и не замечаем. Кроме того, когда мы каемся и произносим свой грех вслух, это заставляет нас стать смиреннее. А ведь вся благодать – именно в этом смирении и заключается, потому что Бог зарождается и присутствует именно в человеческих отношениях. Когда ты говоришь о своей ошибке, о своем грехе тому, кого любишь и уважаешь, это помогает не повторить эту ошибку. А представление, что, дескать, «мы можем исповедаться и Богу, не нужен нам священник», – абсолютно ложное. По сути это то, что нашептывал Еве змей. В таинстве исповеди в лице принимающего исповедь духовника воплощается Сам Бог. Его рождает желание духовного чада, взыскующего этих уз единения с духовным отцом в Духе Святом. И эти узы нерасторжимы, о чем лаконично говорится в тексте пострига в великую схиму: «и на негоже отца обетование свое возложил еси».

Крещение соученицы Игумении Диодоры по колледжу
Крещение соученицы Игумении Диодоры
по колледжу
Слезы покаяния перед духовным отцом – это источник одновременно и благодати, и благословения Божия. Это состояние сокрушенного и смиренного сердца, которое не дает пищи нашему эгоизму и гордости, созидая естественное состояние внутри нас. Таким образом, эти духовные узы со Старцем предопределяют и беспрепятственное наше следование по пути к Богу, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28) и сообщают гармонию нашему, людскому сосуществованию, потому что в сени и свежести этих духовных уз укрываются птицы небесные (Марк. 4, 32).

 
Мы можем перечитать множество книг, теоретически разбираться буквально во всем. А обрезания сердца, этого воспламенения огня в нашем сердце, так и не произойдет. И вдруг, когда мы видим и духовно наслаждаемся тем, что все то, что мы прочли и знаем теоретически, – все это воплощено в одном человеке, который этим живет, огонь возгорается. Внезапно мы видим перед собой переводчика, «трансмиттера»[3] Святого Духа, воплощенное Слово Бога. И тогда сердце плачет, тает и получает великую силу совершить любые подвиги, с великой решимостью, вдохновением, энергией, жертвенностью даже до смерти.

 –  Как часто Старец советует мирянам исповедоваться и причащаться?

– В данном случае не существует четкого устава. Важно то, что когда существует что-либо, что необходимо исповедовать, тогда, исповедь должна состояться, хотя бы ты был на другом конце света. Старец же готов исповедовать непрестанно. В исповеди не может быть формальности, важна суть. У каждого – своя потребность души. И всегда связь между духовным отцом и его чадом есть таинство великое и священное. И никто иной не может войти в это измерение (между Старцем и чадом его) – там господствует Святой Дух.

–  В русских монастырях часто сетуют на образование, как на нечто препятствующее монашескому деланию. У Вас многие сестры учатся в университетах. Как к этому относится Старец и Вы сами?

На службе в монастыре святого Георгия Караискаки
 На службе в монастыре святого Георгия Караискаки

– Наш Старец, как истинный отец, возложил себе на плечи еще и тяготы учебы многих из наших сестер. На данный момент в университетах Греции учатся более 30 насельниц, хотя большинство из нас при поступлении в монастырь уже имели, по крайней мере, одно высшее образование, защитили магистерскую или докторскую диссертацию. Старец одобряет, когда у кого-либо из нас есть заинтересованность и желание учиться. Это не является требованием, на деле же помогает служению монашеского сестричества. Более того у нас много сестер из других стран, и для них это одновременно замечательная возможность хорошо изучить греческий язык, который помогает войти в духовную жизнь и в дух православия тем, кто не воспитывался в православной среде.

 – Из каких стран собрались к вам сестры?

– Из Греции, Америки, Германии, Норвегии, Англии, Швейцарии, Израиля, России, Грузии, Белоруссии, Южной Африки, Украины, Бангладеш…

 Но высшее образование – вовсе не обязательно для духовного роста. Если способность учиться заложена в человеке, то Старец поощряет возделывать в себе данный от Бога талант.

 – И все же есть доля справедливости в том, что многознание надмевает. Как возможно быть образованным и смиренным человеком одновременно?

– Настоящая вера проста, она живет в сердце. А наука и учеба – это дело ума. Если мы не умеем разделять сердце и ум, то можем запутаться и доверять более знанию ума, чем знанию сердца. Однако если иметь хорошее, правильное духовное руководство, этот путь, путь знаний, становится определенным этапом зрелости, опытом, позволяющим уметь отличать знание ума от знания сердца.

 Наука сама по себе не представляет никакой опасности. И не в ней проблема. Но она может послужить искушением и отдалить от Богопознания без надежного духовного руководства и достаточного духовного опыта. Некоторые люди говорят, что всякие современные технологии, е-mail, интернет – от лукавого, и лучше держаться от них подальше. Другие же считают, что все дело в том, как ими пользоваться. Если ты делаешь добро, то это инструмент делать твое дело еще лучше. Конечно, можно его использовать и во зло. Так и с наукой. Можно ею воспользоваться ради взращивания своей гордыни и отойти от веры, переданной отцами, и поддаться всем существующим идеологиям. А можно – как инструментом для лучшего выражения знания сердца и истины Божией.

– Какой главный завет Вы получили от старца Дионисия?

Игумения Диодора(Штапенхорст)
 Игумения Диодора (Штапенхорст)

– Старец сам является примером и предоставляет нам огромную возможность достичь того же, что сам он есть, не принуждая нас, но оставляя за нами свободу выбора. И я думаю, нет большего завета, чем то, что он свидетельствует собой – жив «везде сый» Господь и Старец непрестанно пребывает с Ним в единении. Это настолько сильно! И от нас зависит что нам – видя это, зная это – дальше делать.

 – Дорогая Герондисса! Я сердечно Вас благодарю за то, что в Вашем напряженном расписании Вы отыскали время для нашей беседы. Эти подлинные слова Вашего опыта – словно «вода живая» для нас и наших читателей!

– И я, в свою очередь, чувствовала живой интерес в Ваших вопросах. Это были не формальные вопросы, а по сути, от сердца. Они показали Вашу любовь (а именно через неё мы вновь рождаемся) и жажду Вашего духа – в этом Ваше приношение нам. И мы насладились Вами. И отныне Вам принадлежим.

Историческая справка: Монастырь великомученика Георгия Караискаки был основан в 1590 году в период Турецкого владычества как мужской. Он назван «Караискаки» в честь великого национального героя Греции, уроженца здешних мест Георгия Караискакиса. В годы Греческой революции 1821-1829 гг. Георгий возглавил партизанское освободительное движение в Фессалии и по всей Греции. Благодаря ему монастырь стал главным штабом партизанского движения. Последний игумен монастыря, отец Дамаскин, человек святой жизни, в тяжелые годы немецко-фашисткой оккупации создал при обители приют для сирот, о которых заботился, кормил, помогал получить образование. После его кончины монастырь был заброшен до 2003 года, когда по просьбе правящего архиерея митрополита Феоклита, обращенной к старцу Дионисию (Каламбокасу), духовнику монастыря Воздвижения Честного Креста Господня в Фивах, сюда прибыли сестры из окормляемой им обители. Так сбылось предсказание игумена Дамаскина, что заложенную им надкладезную церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» достроят монахини. С первых дней сестры стараются восстановить пришедшую в запустение обитель в прежнем благолепии.

 

Перевод интервью с греческого языка – монахини Иерусалимы (Рубиной). Под редакцией монахинь Дионисии (Вихровой) и Серафимы (Шумейко). Фотографии предоставлены монастырем святого Георгия Караискаки.

 

Слова старца Емелиана (Вафидиса):

Что такое беседа с Богом?

Прияхом духа Небеснаго...

Общение двух миров

О душевном покое, который достигается «усилием», и о силе, которую он дарует душе

Мученичество как отправной момент монашеского призвания

Путь души

Об «обновленной жизни»

Житие совершенное

Жизнь Святой Горы и человеческое общество

Православная духовность и «революция технологий»

Воспоминания о святом...

Святой Николай Чудотворец, наш ходатай перед Богом

 

 


 

[1] В Греции игумена (игумению) монастыря называют «Герондас» («Герондисса»). Эти слова пишутся обычно с прописной буквы из-за особого уважения к игумену и игумении, которые избираются насельниками монастыря  и являются их наставниками в духовной жизни.

 [2] Как правило, в монастырских братствах, которые только начинают свое существование, особо почитаются первые братья, те которые начинали, закладывали основы. Одним из таких «первых» был Старец Дионисий. Порядок старшинства по постригу (причем важна и очередность постригов во время одного таинства), соблюдается в монастыре повсюду: в трапезной (кто за кем сидит), в очередности приступления к таинству Причастия, в официальных документах и т.д.

 [3] Трансмиттер – устройство для беспроводной связи. Это специфичный приём Старца, которому следует и Герондисса: использование слов из современного языка эпохи 21 века для выявления и объяснения вечных истин. В данном случае таким образом объясняется суть духовной связи Старца с его чадом, т.е. без Старца нет соединения с Богом

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале