Благодатный огонь - чудо истинное. Часть 2
О том, чем является чудо для христианина, об опасности чудомании и о том, как следует поступать, если вы стали невольным свидетелем чуда - во второй части интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, Председателем экспертной группы по описанию чудесных событий в Русской Православной Церкви при Синодальной Богословской Комиссии.
- В одном из своих интервью Вы отметили, что «в общем-то, мы не огнепоклонники, а христиане». Какое значение следует православным христианам придавать схождению Благодатного Огня и иным чудесам? Как правильно было бы к ним относиться?
- Да, действительно, христианскому духу чужды чудомания, чудоведение, чудолюбие и, уж совсем преступное, чудолечение. Потому что все есть чудо и благодать Божия. Не надо искать в чудесах доказательств или опровержений. Главное чудо и знамение - это, конечно, Евхаристия. Это - абсолютное чудо. А остальное - прибамбасы. В частности, маслоточение и маслоистечение. Слава Богу, что есть опытные батюшки, которые не устраивают ажиотажа вокруг необычных явлений. Перекрестят молящихся, проступившим маслом помажут и все. И уж просто преступление, когда чудеса противопоставляются медицине. Этим занимались экстрасенсы, занимаются и колдуны. Но это же отвлекает наше внимание от врачей, когда вместо того, чтобы оперировать человека или отправлять на обследование в клинику, его волокут исцеляться чудесами. А ведь сама жизнь наша есть проявление благодати Божией. Но каждое лечение для человека верующего есть исцеление. Видал, как старцы принимают таблетки? Берут ее, перекрещивают, и в рот. Нормально. И чудомания - это, в общем-то, болезненное явление, от него надо стараться быть как можно дальше.
Чудеса - они же везде есть, и помимо Церкви. Они есть во всех конфессиях. И часто они являются благодатью Божией. Чудеса есть и у мусульман (которые очень благочестивы). У них много чудес и они внимательно к этому явлению относятся. И в языческих религиях чудес было сколько угодно. Но наша экспертная группа по описанию чудесных событий в Русской Православной Церкви при Синодальной Богословской Комиссии для себя "отрубила" все эти феномены. Мы занимаемся чудесными знамениями у себя дома, в Православной Церкви. И занимаемся мы строго говоря, не чудесами, а знамениями. Там, где они что-то значат. А работай мы в других конфессиях, любой наш неудачный поступок был бы справедливо расценен как кощунство.
В Церкви все есть знамение - от жеста священника до аномального явления. И что есть в Церкви, все во благо. Например, я был свидетелем того, как начался распад страны. А начался он так. 17 августа 1991 года в Москве проходил конгресс соотечественников. Я был в оргкомитете и находился в Успенском соборе на службе Патриарха. Еще до службы мы видели на улицах танки, но не знали причины их появления. И вот идет служба Святейшего, на которой отец Иоанн Экономцев подходит к нему и что-то такое говорит. Вообще-то, с Патриархом во время Литургии беседовать как-то не хорошо. Патриарх кивает головой, отец Иоанн уходит. И протодьякон вместо тогда привычного возгласа ектеньи «О богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея» произносит «О богохранимой стране нашей и народе ея». Это шок. И для меня с этого началось все. То есть Церковь на миг отказалась от армии и от властей. Не чудо, а Знамение! Которое говорит и о мудрости Патриарха и отца Иоанна. Может быть, история пошла бы по-другому, если бы не тот отказ. Но это пример чудес, которые реальные, простые, материальные, и, в то же время, за которыми следует величайшее историческое событие - смена режима и воцерковление всей нашей, атеистической до этого, страны..
- Что следует предпринять человеку, если он стал свидетелем, как ему кажется, чудесного явления?
- Как человек православный я говорю: бухайся на колени и молись! А как научник: первое, что надо сделать - это записать время! А то ведь практически всегда забывают о времени. А ты посмотри на часы. Если великое чудо - хлопни часами об землю, чтобы они остановили время навсегда. А потом надо скорее все записать! И уж только после этого - докладывать священноначалию. Но можно вообще ничего не фиксировать, а оставить все так как - ведь если это знамение, то Господь сам все подскажет, как делать. Так что можно не беспокоиться, все будет нормально, когда это настоящее чудо.
Но время записывать чрезвычайно важно. Со мной было однажды аномальное происшествие, в неправославном контексте, правда. И я гожусь тем, что у меня хватило мужества и сил записать время. Это было на Камчатке, на вулкане Толбачек. Он извергался уже месяц, дело было ночью, а я только что приехал для исследований. Стоит отметить, что вулкан надо снимать в ночное время или, когда видно зарево под утро, в это время видно только зарево и облака, а днем вулкан окутан дымом, и при дневном освещении свечения не видно. И вот я отправился ночью фиксировать извержение и зафиксировал сопровождающее его землятресение. Причем сперва-то, вроде, все было спокойно, а потом вдруг раз - и в земле стало периодически возникать дрожание. А над головой летят вулканические бомбы размером с письменный стол - слишком близко я подобрался к кратеру. И тут меня неожиданно обуял дикий ужас. Будто как в детстве, когда среди ночи становится страшно, вскакиваешь и бежишь к маме с истошным криком «Мама!». Вот буквально такое же ощущение я испытал тогда, у кратера вулкана - непреодолимое желание бежать куда угодно и кричать «Мама!». Но мне на тот момент было уже много лет, я отошел на несколько сот метров и все прошло. Тогда я засек время. Было 11:15. Возвращаюсь в лагерь и рассказываю, что со мной приключилось. Сперва мои слова были восприняты коллегами несерьезно, но потом сейсмолог подумал-подумал, да и решил проверить, что у него в эту ночь показали сейсмограммы. И выяснилось, что как раз в 11:15 началось низкочастотное землятресение в 4Гц (инфразвуковой диапазон). Удивительное ли это явление? Конечно. Чудесное? В некотором роде.. Объяснимое? Разумеется. Благодатное? Отнюдь, просто не надо нарушать технику безопасности.