Георгия: самый необычный отпуск
Вообще, у грузин очень трогательное и какое-то детское отношение к вере. Я знала, что большинство из них православные и традиции у них не прерывались даже в советское время. Но увидеть своими глазами, как водители, проезжая мимо храма бросают руль и три раза истово крестятся, было для меня шоком. Так же как и обязательный тост за Патриарха (которого они очень любят) и даже за Бога (!) на любом застолье.
Еще запомнились своей необычностью галерея знаменитого художника-примитивиста Нико Пиросмани и театр марионеток не менее известного режиссера и драматурга Резо Габриадзе. По его сценариям были сняты «Не горюй», «Мимино», «Чудаки», «Кин-дза-дза». В кафе рядом с театром стоят авторские столики, расписанные его рукой. Нам удалось посидеть за столиками с цитатами про Ларису Ивановну и «наглых пацаков». Попивая вкуснейший чай с вином и поедая цыпленка табака, салат с грецкими орехами и еще массу вкусных вещей.
Грузинская кухня — это отдельная песня. Именно песня, потому что все эти аджарские хачапури, хинкали, кабабы, чихиртма и прочие вкусности, такие же произведения искусства — как грузинские песни и танцы. А петь у них умеют. Поют там все — от маленьких детей до таксистов, которые особенно любят русские песни. Так же самозабвенно и трепетно они относятся к еде. Можно сказать, что они не просто любят вкусную еду, они умеют поесть. Я не знаю, как это объяснить, но ничего общего с обжорством это не имеет, так же как культура употребления вина не имеет отношения к пьянству.
Вообще, я поняла, что для разговора им не нужна даже тема. Нужен лишь повод, и потом можно только улыбаться и кивать головой, потому что говорить они будут сами. Если добавить к этому бурную жестикуляцию, своеобразный грубоватый язык (на мой слух) и повышенные тона, можно понять, почему спросив «О чем вы спорите?» я услышала в ответ: «Мы не спорим, мы просто общаемся». Хотя мне казалось, что беседующие сейчас поубивают друг друга! И еще нельзя не упомянуть грузинских мужчин, которые в своих неизменных кепи спокойно играют в нарды на центральной площади столицы и придают городу особый колорит.
Ну и самое запоминающееся место — это Джвари — храм креста, который стоит на горе, а перед ним открывается чудный вид на слияние Арагвы и Куры и городок Мцехта, в храме которого лежит нетканый хитон Спасителя… Это невозможно передать, это надо только видеть.
Все эти картины настолько изменили мое представление о Грузии и самой себе, что мне стало казаться, что я побывала в другом мире, который был много веков назад, и я просто совершила путешествие во времени…
И даже когда родная земля, в лице таможенника с фамилией Шестеренкин, неласково приняла меня, грозно спросив, что я могла делать в Грузии, я не стала обижаться. Я просто улыбнулась и ответила — гостила. И надеюсь, не в последний раз.
Впервые опубликовано 16 июня 2011 года