По следам Перельмана, или «Занимательное богословие»
Здоровое природное чувство указывает, что искать надо там, где Отечество уже не раз в своей более чем тысячелетней истории находило спасение, то есть в Православии. Однако, крестившись, многие с удивлением и даже с разочарованием узнают, что, для того чтобы по настоящему войти в Церковь, необходимо немало потрудиться. Хотя бы для того, чтобы узнать, в чем же состоит полновесная церковная жизнь и в чем заключается суть православного отношения к жизни.
Конечно, каждая человеческая душа по самому факту своего существования тяготеет к христианству, ее настрой совпадает со смыслом православного вероучения. Но само вероучение оказывается не то что бы сложным, но очень многообразным, богатым, насыщенным по содержанию и смыслу. Уяснить его, причем не только на уровне элементарных фактов и повседневных навыков, достаточно трудно. Тем более, что мировосприятие и даже сам язык очень сильно изменились с тех пор, как были написаны знаменитые в прошлом руководства к изучению православной веры.
То, что было, как Божий день, ясно современникам митрополита Филарета (Дроздова), оказывается весьма далеким от современного взгляда на жизнь. Отсюда вытекает задача составления нового катехизиса Православной Церкви, который будет отличаться от прежних отнюдь не содержанием, а только формой представления основных вероучительных принципов.
Очевидно, что этот «новый катехизис» должен быть ориентирован, прежде всего, на молодежь, которая, увы, потеряла интерес к чтению, пробавляясь все больше различными видами электронной коммуникации. При этом слово «катехизис», которое издавна употреблялось для обозначения систематического изложения основ христианского вероучения, вряд ли покажется привлекательным современному молодому человеку. Компьютеризированное сознание сопротивляется последовательному освоению нового смыслового пространства, предпочитая мозаичное зрение, которое охватывает картину в целом и только потом вникает в ее отдельные зацепившие внимание детали.
Можно бесконечно долго сожалеть о том, что глобализация, сделавшаяся уже непреложным фактом современности, унифицирует едва ли не все стороны человеческой жизни, так что современный русский тинейджер мыслит так же, как его европейский или американский сверстник. Однако нетрудно заметить, что унификация формы вполне может не затронуть уникальности содержания, и, используя методы «педагогики комиксов», вполне успешно можно формировать традиционное в своем основании православное мировоззрении.
Молодой человек, приходивший к вере на рубеже 1980-1990-х годов, навсегда останется благодарным протестантским издательствам, посылавшим в Россию вагоны Библий, миниатюрных изданий Нового Завета, отдельных Евангелий.
Маленькую книжку, напечатанную на тончайшей, однако же, очень прочной рисовой бумаге, можно было носить с собой, открывая в любом подходящем и не очень подходящем месте. И если замполиты по привычке отбирали такую книжку у солдата-новобранца, друзья имели возможность по листочку посылать ему Евангелие в письмах на протяжении, например, полугода.
Среди этих замечательных книг попадались и весьма странные издания. Например, Евангелия в комиксах. Невозможно забыть дикие картинки, иллюстрирующие притчу о добром самарянине с похожими на Бен Ладена разбойниками. Или притчу о блудном сыне с акцентом на соблазнах, перед которыми не мог устоять покинувший отчий дом легкомысленный юнец.
Почему-то лучше всего запомнились картинки к притче о заблудшей овце: обезумевшее от радости, заблудившееся, но найденное животное, подскакивало, поднимая клубы пыли, а в облаке сверху красовалась надпись: «Овца запрыгала от радости, благодаря своего спасителя».
Исполненные благих побуждений, американцы не могли и в голову взять, что никакой духовной пользы эти книжки не принесут. У детей, которым они были предназначены, они вызывали исключительно смех, у взрослых – недоумение...
Что русскому здорово, то немцу – смерть. Американские комиксы не объясняли, а профанировали Евангелие. Между тем, в России существует собственная традиция популяризации научного знания. Интерес к предмету для многих отечественных ученых начинался с увлекательных книг академиков В.А.Обручева и А.Е. Ферсмана. Миллионы советских школьников узнали, что такое настоящая математика и физика из книг Я. И. Перельмана.
Христианское богословие – точная наука. Столь же точная, как математика, и, в каком-то смысле, более точная, чем современная физика, которую Курт Воннегут в свое время определил как «колдовство, которое действует». Так почему же, наряду с «Популярной геометрией» или «Популярной термодинамикой», не может существовать «Популярное богословие»?
Предлагаемая книга представляет собой попытку популярного изложения самых первых положений православного вероучения. «Популярное» не означает «вульгарное», то есть до неузнаваемости упрощенное. Речь идет не о каких-то случайных и второстепенных сторонах церковной жизни, какими бы яркими и злободневными они ни были, а основополагающих, и если угодно, догматических положениях, которые составляют саму сущность православного мировоззрения. Принципы вероучения излагаются и уясняются в форме диалога, который ведут учащиеся православной духовной семинарии, их преподаватели и сверстники – студенты других учебных заведений. При этом такой способ изложения ничуть не противоречит двухтысячелетней традиции христианской литературы, в которой различные «диалоги» и «вопросоответы» занимают почетное место.
Все участники диалога имеют абсолютно реальные прототипы, стиль мышления и особенности речи которых, хотелось бы сохранить автору. Большинство героев остались на своих местах: автор по-прежнему работает преподавателем в Саратовской духовной семинарии, его собеседники, продолжившие образование в духовных академиях, вернулись в Саратовскую Православную Духовную семинарию в качестве преподавателей.
Протоиерей Михаил Воробьев специально для "Татьяниного Дня"
Мы начинаем эксклюзивную публикацию книги протоиерея Михаила Воробьева. Следите за статьями на нашем сайте.