Институты соборности в нашей Церкви сегодня только рождаются
Мы веруем во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Соборность – часть православной экклезиологии, Церковь без нее немыслима. Этим, например, Православная Церковь, по формулировке протоиерея Максима Козлова, отличается от Католической, где непогрешимость в управлении Церковью усвоена Папе. «Теоретически у нас экклезиология соборная, а у католиков папистическая», — подчеркнул протоиерей Максим Козлов, но практически у католиков очень развита коллегиальность, проводятся разнообразные рабочие съезды, коллегии и воркшопы. А у нас теоретически соборность в экклесиологии есть, а практически роль мирянина по отношению к приходскому духовенству, роль приходского священника по отношению к епископу и роль епископа по отношению к Синоду, например, оказывается очень небольшой.
Протоиерей Максим Козлов |
По крайней мере до недавнего времени все упиралось в человека: если архиерей в той или иной епархии – человек хороший и неравнодушный, если конкретный батюшка на приходе стимулирует участие мирян в жизни Церкви, то они могут принять такое участие. Но институтов осуществления этой соборности до недавнего времени у нас не было. «Ведь соборность – это не семь Вселенских Соборов, у католиков их вообще 21. Соборность – это когда нет такого института, которому было бы усвоено право непогрешительных догматических определений. За народом Божиим всегда остается право на рецепцию или отсутствие рецепции постановлений любого церковного органа», — объясняет протоиерей Максим Козлов.
Но где народ Божий и что это такое? В зале во время лектория собрались хорошие люди, но это ли народ Божий? Можно ли увидеть его на форумах в Интернете, на шествии 4 ноября? - задается вопросом лектор. И так и не так. «Народ-то Божий, но если он о чем-то возопит или наоборот умолчит, это еще не будет голос Церкви». Нужны институции, которые бы позволяли этот голос народа применить к тому, что происходит в Церкви, а не интернет-болтовне.
В Византии выражением народного голоса был император: он был мирянин, но именно он созывал соборы. Председателями соборов на иконах изображены императоры – в них персонифицируется народ Божий. Но ведь и император может быть еретиком. Представителями народа могли быть монашествующие – в эпоху Афанасия Великого или Максима Исповедника. Весь народ, целые нации могли исповедовать ереси – и тогда голос народа Божия звучал из уст одного монаха.
В начале времени свободного существования Церкви в конце ХХ века попыткой создания системы участия мирян в жизни Церкви стали православные братства – но сейчас их осталось процентов пять, не больше. Когда внутри институтов церковного управления обсуждали, как развиваться дальше, стало понятно, что необходимо создавать инициативы и институты, в которых соборность проявлялась бы практически.
Первый из таких институтов – Межсоборное присутствие; решение о его создание принято тем же Поместным собором, который избрал нового Предстоятеля Русской Православной Церкви.
«В положении о Межсоборном присутствии утверждается одна вещь, которая многими ревнителями оспаривается, но которая существовала и в эпоху Вселенских соборов», — отметил отец Максим. «Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило)». Те же, кто протестует против такого положения — по определению протоиерея Максима Козлова, «поборники не соборности, а демократии». Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12. 15; 24. 6).
Протоиерей Максим Козлов, член нескольких комиссий Межсоборного присутствия, рассказал собравшимся об основных темах и направлениях работы комиссий Межсоборного присутствия и о порядке принятия документов, подготовленных комиссиями, Пленумом Межсоборного присутствия и затем Архиерейским Собором.
По словам отца Максима, комиссии «созданы по наиболее актуальным или, можно сказать, болевым вопросам церковной жизни». Об актуальных темах для работы Присутствия были запрошены все епархии, и Президиум Межсоборного присутствия довел перечень этих тем до комиссий. Затем комиссии предлагают подготовленные документы Пленуму Межсоборного присутствия, а затем документы передаются на рассмотрение Архиерейского собора, которые теперь будут собираться ежегодно.
Специально оговорившись, что то, что он изложит далее, не есть рассказ о конкретике работы той или иной комиссии, а предположительный обзор вопросов, которые могут попасть в поле их зрения, докладчик перечислил некоторые актуальные точки современной церковной жизни.
Например, комиссия по церковному праву, в частности, призвана уменьшить количество расхождений между церковной каноникой и реальной жизнью, подготовить канонически обоснованные решения по вопросам, которые до сих пор оставлялись на решение пастыря или архиерея. Например, считать ли зарегистрированный брак в счет браков церковных? То есть венчать ли человека, как вступающего в первый брак, если у него уже было три невенчанных государственных, да и венчать ли вообще, если Церковь разрешает не более трех браков за всю жизнь?
Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства призвана обсуждать и устав приходского богослужения, и язык богослужения, хотя, как заметил отец Максим, «этот вопрос можно начать обсуждать и невозможно закончить». Какие иконы приемлемы, какие нет, каковы пределы развития иконописи, каково направление развития церковной архитектуры, — особенно актуальные сегодня вопросы. Например, в Москве будут построены двести храмов – как они будут выглядеть, что мы оставим потомкам как память о церковной архитектуре начала XXI века?
Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики рассуждает, например, о соотношении таинств Исповеди и Причастия. Сохранять ли практику обязательной исповеди перед причащением? Что такое пост в начале XXI века? Что является более постным продуктом – творожок «Агуша» или севрюга? «По букве – конечно, севрюга, но ведь по духу – вообще морковный сок», — эти слова протоиерея Максима Козлова вызвали в православной аудитории понимающий смех.
Комиссия по вопросам организации церковной миссии призвана понять не только что такое миссионерский стан на крайнем севере, но и что такое миссия на месте, где ты работаешь и учишься. На примере МГУ, настоятелем домового храма при котором является протоиерей Максим Козлов, на лекции был поставлен вопрос: как сделать миссию в университете непринудительной, но эффективной?
Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества стоит перед трудными вопросами: монастырей в последние 20 лет было открыто много, и всем ясно, что монастырская жизнь состоит не в том, чтобы получить назад недвижимость. «Но кто все те духовно опытные люди, которые наполнили эти обители?» — спрашивает протоиерей Максим Козлов. Пожалуй, наиболее болезненный вопрос – многочисленные ныне случаи, когда люди слагают с себя монашеские обеты.
Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения обсуждает, в частности, переход духовных школ на болонскую систему. «В этом году студентов уже приняли на бакалавриат – и приходится лепить систему на ходу. Мы или сейчас получим государственное признание наших дипломов, или не получим его вовсе», — считает отец Максим.
«Лето 2010 года с трагическими пожарами показало, что мы что-то можем, но это должен быть режим не реагирования на трагедии, а постоянной работы», — отмечает лектор. Организовать такую работу должны помочь документы, разрабатываемые комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.
Комиссия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления призвана отвечать не только украинскому расколу, возглавляемому «патриархом» Филаретом Денисенко. «Тенденция к расколообразованию у нас есть. Например, вокруг проблемы Боголюбова видно, что иногда люди, причащающиеся от одной Чаши, решительно не готовы принять друг друга и чужие мнения по-христиански, не готовы к слышанию друг друга», — с горечью констатирует протоиерей Максим Козлов.
Заметна деятельность комиссия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ. По мнению протоиерея Максима Козлова, в предыдущие годы СМИ грешили не критикой Церкви, которой было не так много, а тем, что образ Церкви формировался либо в этнографически-фольклорном стиле, либо персоналистично. «У туземцев этого народа сегодня такой-то праздник, вот они с веточками вербы, а вот их главный – у него дым из кадила – сейчас вам что-то скажет. Воздействие на внецерковную аудиторию в лучшем случае нулевое», — описал отец Максим такой подход. Персоналистичный подход сосредотачивается на одном, пусть хорошем, батюшке или архиерее. Сегодня же религиозные новости всегда есть на первой странице в «Яндексе», хотя есть и те, кому это не нравится.
Важно, что ежегодно предполагается ротация членов каждой комиссии. По мере публикации подготовленных материалов к их обсуждению смогут подключиться все желающие.
«Эта инициатива Святейшего Патриарха – первая наша надежда, что Межсоборное присутствие станет институтом осуществления соборности, и к этой надежде надо относиться бережно», — подытожил рассказ о Присутствии протоиерей Максим Козвлов.
Далее на лекции были отмечены реформа высшего церковного управления (теперь отделы не пересекаются друг с другом по функциям, и новых реформ в ближайшее время не обещается) и работа над новым Катехизисом. «Речь не идет и не может идти о пересмотре вероучения – но о составлении вероучительной книги, которая охватывала бы все области вероучения и этики», — подчеркнул протоиерей Максим Козлов. Катехизис святителя Филарета Московского часто выручает, но не касается многих аспектов этики, а многие вопросы излагает слишком кратко. При этом первые три части Катехизиса – о вероучении, о Церкви и богослужении, о личной нравственности – пишутся на века, а четвертая часть – о вызовах современного общества – будет ответом духу времени. Например, в ней получат корректировку некоторые тезисы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Сегодня Церковь, например, уже не так категорична в отношении ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), как во время принятия Основ социальной концепции, поскольку с развитием технологии можно уйти от нравственно недопустимых последствий этой процедуры.
В завершении лекции слушатели задавали вопросы о значимости воссоединения с РПЦЗ, о ситуации в Боголюбовском монастыре, об опасности ИНН и новых паспортов, о строительстве в Москве не только храмов, но и мечетей, и т.д.
В ходе лектория в Домжуре протоиерей Максим Козлов прочтет еще две лекции – о приходской общине сегодня и о том, как быть православным человеком в современном мире.
Лекторий, организованный совместно Школой молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи Свято-Даниловского монастыря и домовым храмом св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, работает уже четвертый год (ранее встречи проходили в Политехническом музее). Основная аудитория - воцерковляющиеся московские студенты, молодые прихожане храмов, все те, кто еще не стал прихожанином, но уже ищет ответы на вопросы о вере, Церкви и христианской жизни. В новом сезоне уже состоялись встречи с председателем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, профессором МГИМО Андреем Зубовым, актером и музыкантом Петром Мамоновым. Также планируются лекции игумена Филиппа (Рябых), игумена Петра (Мещеринова). Постоянно читается курс по Священному Писанию.