Почему лагерь – «мой», и что такое эмоциональный интеллект
- Что для вас детский лагерь?
А.Б.: Для нас лагерь - это место, где дети и взрослые живут, общаются и учатся друг у друга.
Дорогу осилит идущий |
- В чем особенности проекта «Мой лагерь»?
Е.Г.: Нам хочется уйти от развлекательности, которой очень много в современных лагерях.
Конечно, у нас тоже есть кружки, экскурсии, походы и игры, но вот от дискотек и песен под караоке мы без сожаления отказались. Мы верим, что с ребятами, которые приезжают в наш лагерь, можно и нужно говорить о серьезных вещах: о вере, о любви, о дружбе и верности. Не очень популярные в наше время понятия, правда?
А.Б.: Лагерь для нас – это, прежде всего, адаптация ребенка к взрослой жизни. Любой ребенок рано или поздно выйдет за пределы семьи, воскресной школы, прихода. Мы хотим подготовить его к встрече с внешним миром через игру, через творчество, через ненавязчивое прививание позитивных навыков общения.
Представление отряда |
- Кто работает в лагере?
А.Б.: Лагерь – это те люди, которые его делают. «Мой лагерь» создают православные молодые люди, и это важно. Православие – это как бы фон лагеря или, лучше сказать, дух, который его пронизывает. Поведение вожатых и других сотрудников, их отношение к происходящему должно отражать их веру. Если же упоминать знания, то вожатые лагеря проходят довольно длительные курсы в школе вожатых.
Е.Г.: Наши дети или уже подростки, или скоро станут ими, а это возраст, когда ребенок уже ищет авторитеты вне семьи и привычного круга знакомых, пытается найти собственные ответы на жизненно важные вопросы. Важно, чтобы в этом поиске ему помог человек со сформировавшимся мировоззрением. Мы надеемся, что наши вожатые смогут стать для детей старшими товарищами, ведь для себя они на многие вопросы уже ответили. И эти ответы лежат для них в ограде Православия.
- То, что лагерь православный, сказывается как-то на его укладе?
А.Б.: Совместными усилиями мы создаем общий круг жизни в лагере: совместные утренние и вечерние молитвы, церковные службы. Конечно, мы учитываем детское восприятие: исключаем длинные и сложные молитвы, все, что возможно, поем, простые и короткие молитвы дети читают сами.
В лагерь попадают дети с разной степенью воцерковленности, поэтому в самом начале смены мы обязательно проводим беседы о молитве, а перед первым воскресением – об исповеди и причасти. Организуем обсуждения житий святых, празднование памяти которых приходится на время смены, и обязательно приглашаем на беседы священника.
- А посты?
- В постные дни и многодневные посты в меню предусматривается облегченный пост, посильный для детей, и возможность более строгого поста для взрослых. Учитывая, что все дети разные и что уклад жизни в их семьях тоже разный, мы стараемся не перегружать их религиозными аспектами жизни. Цель лагеря – возбудить в детях интерес к жизни в Церкви и дать навык к православному укладу бытия, приносящему радость, а не принуждение к механическому исполнению церковных норм.
- Почему ваш лагерь – палаточный? Не можете найти подходящую базу или хотите сделать путевки дешевле?
А.Б.: Нет, это принципиальный выбор. Конечно, палатки удешевляют путевку и делают лагерь доступным более широкому кругу родителей. Это для нас важно, но не самое главное. Дело в том, что непривычный для городского ребенка быт, когда многое приходится делать самостоятельно, повышает ответственность. Создаются благоприятные условия, чтобы ребенок мог понять, на что он сам способен. Он учится отвечать за свои поступки, учится взаимопомощи и взаимодействию. А сама жизнь в палатке – это настолько увлекательно и романтично, что некоторые дети, которые едут в лагерь не в первый раз, спрашивают, будут ли палатки в этом году. И я понимаю, что если мы вдруг откажемся от палаток – потеряем часть наших постоянных участников!
На экскурсии в Рязанском кремле |
- Ответственность предполагает, что ребенок за что-то отвечает в лагере?
А.Б.: Да. Наш проект не случайно называется «Мой лагерь». За долгие годы советской власти наши соотечественники привыкли к тому, что наш, общий, значит – ничей. А когда мы говорим, что лагерь «Мой» – это и личное отношение, и личная ответственность, потому что ты отвечаешь за то, что имеет отношение к тебе самому… Склоняем так: мой лагерь, свой лагерь… Для каждого он – «Мой» – не только для нас с Катей.
В нашем лагере есть трудовые послушания. Почти каждый день, часа по два дети занимаются делами, которые не приносят им прямой выгоды, например, помогают в храме, красят забор или разбирают храмовую библиотечку. Цель – научить детей тому, что можно испытать радость просто оттого, что ты что-то сделал и сделал хорошо.
Андрей сделал лавку. Почти сам. Он очень гордился этим, когда приехал в Москву |
Но это все довольно просто, а вот о более сложных вещах пусть расскажет Катя, моя заместительница по педагогике.
- О более сложных?
Е.Г.: Программа, с которой мы приезжаем на смену – это только вершина айсберга, а на глубине – большая работа по подготовке лагеря. В ней мы основываемся на знаниях в области детской психологии, среди которых хочется отметить самые важные для нашего лагеря: «эмоциональный интеллект» и «атмосфера принятия».
- Звучит непонятно и настораживающе…
Е.Г.: На самом деле, все очень просто и близко к жизни.
Эмоциональный интеллект – это навык понимания чувств и эмоций, как своих, так и чужих. Вещь самая обычная, самая что ни на есть присущая человеку.
Все мы с удовольствием встречаем богатый мир эмоций в книгах, восхищаемся чувствами на экране, но все становится более сложным в реальной жизни. Дети сейчас мало играют, разве что в компьютерные игры.
Современному ребенку приходится все свое внимание уделять занятиям в школе и кружках, чтению книг, неизбежно сокращается общение со сверстниками и родителями, уменьшается время, которое ребенок проводит наедине с самим собой, придумывает собственные игры с их причудливыми сюжетами и правилами, живет в мире фантазии.
В итоге ребенок не приобретает простых и естественных навыков общения, оказывается лишен важных эмоциональных переживаний: их попросту нет в его жизни, все пространство в которой занимает непрерывная учеба.
Получается парадокс: интеллектуально развитый человек не знаком с целым спектром эмоций и впечатлений, не умеет адекватно общаться, воспринимать и принимать других людей. К сожалению, православные семьи не являются в этом отношении исключением.
- И что же, за одну или две смены вы планируете решить эти проблемы?
Е.Г.: Конечно, двухнедельный лагерь не может решить сложную проблему, которая складывается годами, но мы можем дать ребенку какой-то опыт, направить его, поместить в благоприятную для развития эмоционального интеллекта среду, провести мероприятия и игры, которые способствуют повышению его уровня, проще говоря – дать ему возможность нормально общаться со сверстниками и старшими. Мы с Сашей именно в этом видим одну из важнейших задач лагеря, поэтому специально подбираем соответствующие мероприятия в смене и формируем определенный, доверительный и дружеский стиль отношений между педагогическим составом и детьми.
Существует множество игр! |
- Как я понимаю, это и есть атмосфера приятия?
Е.Г.: Да. Видите, все очень просто. Однако над формированием такой атмосферы приходится работать целенаправленно. Для вожатых самое главное – быть с детьми искренними, честными и справедливыми. А детям важно научиться поддерживать эту атмосферу.
- Разве этому надо учиться?
А.Б.: Да. Ведь что характерно для современной массовой культуры? Высокий уровень агрессивности, развитие нетерпимости, культивирование идей эгоизма и гедонизма, отчужденность, сконцентрированность человека на себе... Все это приводит к тому, что люди отучиваются принимать друг друга, общаться. Эта проблема актуальна и для взрослых, и для детей. Так что проблему надо решать.
- И как же она решается в «Моем лагере»?
Е.Г.: Мы проводим разные мероприятия и игры, они напрямую связаны с темой смены. Вот, например, в этом году у нас будет «Большое путешествие», вот только не хочется открывать наши задумки, чтобы ребятам было интересно ехать в лагерь.
А.Б.: А прошлая смена была посвящена морю, и это можно увидеть по фотографиям. Ребятам очень понравилось носить тельняшки и разговаривать на «морском языке».
Кружки |
Е.Г.: Конечно же, взрослые должны на своем примере показать, что они принимают детей такими, какие они есть, что они их любят. Они могут не принимать и даже осуждать конкретные поступки или высказывания детей, но при этом они принимают их самих. Это основа православного отношения к человеку – любить грешника, но ненавидеть грех.
Сценки |
А.Б.: Можно я еще добавлю от себя? Я когда готовилась к этому интервью, меня интересная мысль осенила: а ведь мы в прошлом году, когда еще не говорили об атмосфере принятия, мы ее в некотором смысле достигли. Помните, какое лето было? Жара, дым, у нас в Спасском районе, где распологался лагерь, обмелела Ока, обнажилось дно с мидиями, было неудобно купаться. Вообще было много сложностей. Но дети всего этого не замечали! Им было интересно, им некогда было скучать, они были увлечены! И когда местная администрация попросила нас эвакуировать детей, как же они не хотели уезжать! В общем-то, это и есть «Мой лагерь», который я люблю и хочу делать изо всех сил. Дети и вправду говорят «Мой лагерь», говорят с радостью и гордостью – так что затраченные усилия стоят того.
Соревнования |
- Как можно найти вас и записать ребенка в «Мой лагерь»?
А.Б.: Очень просто. В храме (кстати, не только в Татианинском) висит объявление с нашими телефонами, а еще у нас есть сайт – camp.ortox.ru – так что заходите, читайте, звоните. Мы всегда вам рады!
До встречи! |