Протоиерей Павел Великанов: Информационная деятельность напрямую связана с нравственной ответственностью
- Отец Павел, расскажите, пожалуйста, о чем шла речь на заседании?
- На очередном заседании Межсоборного присутствия по информационной деятельности Церкви обсуждались вопросы, связанные с тактикой разработки итоговых документов о принципах и организации информационной деятельности Русской Православной Церкви. В рамках этой работы было принято решение провести в следующем году – начиная с декабря текущего года – шесть мероприятий, которые будут проходить в разных городах России, с привлечением широкого круга как церковных, так и светских экспертов.
Главная задача этих мероприятий – широкая дискуссия по поводу таких понятий, как «информация», «информационная политика», «информационное общество», «медиапространство». Сегодня, как показали предыдущие наши заседания, не существует единого представления о том, что такое информация, и тем более о том, какова связь информационной деятельности СМИ и церковной деятельности.
Отдельным вопросом обсуждалась рецепция Русской Православной Церковью того опыта, тех достижений, который мы имеем в иных Православных Церквях, в Римо-католической церкви, поскольку вопросам информационной деятельности там уделяют тоже большое внимание. Был предложен ряд мероприятий, которые позволят не только получить экспертные оценки, но и узнать об опыте тех специалистов, от которых сегодня зависит то, как Церковь представляют средства массовой информации. После этого мы сможем понять, насколько для нас этот опыт и эти подходы приемлемы.
- На этих мероприятиях будут обсуждаться вопросы большей открытости Церкви для средств массовой информации?
- Безусловно, одним из вопросов будет вопрос открытости информационной деятельности, которому нашей комиссией уделяется особое внимание. При этом надо понимать, что открытость не предполагает формального подхода, поскольку информационная деятельность – это деятельность, напрямую связанная с высокой нравственной ответственностью. Поэтому мне хотелось бы сразу предостеречь от формального понимания открытости как бесконтрольного предоставления доступа к абсолютно любой информации.
На мой взгляд, гораздо важнее сегодня говорить не только об открытости, но и о некоем целеполагании информации. Информация не есть лишь некие сведения о чем-то, это сведения, адресованные конкретному человеку и предполагающие определенные действия после того, как эти сведения будут им приняты. Поэтому здесь нравственная ответственность занимает едва ли не первоочередное место. О том, каким образом это будет описано в итоговом документе, мы и будем говорить на наших заседаниях в следующем году.
- Вы говорите об экспертах, которые будут принимать участие в этих мероприятиях. Кто они?
- Важно, чтобы во всех мероприятиях, проходящих в рамках общественной дискуссии об информационной деятельности Церкви, принимали участие не только те эксперты, которые разделяют позиции официальных церковных СМИ, но те, что находятся с другой стороны и являются источником провокационных, иногда не вполне отражающих реальность публикаций. Это необходимо для того, чтобы дискуссия была плодотворна, и чтобы можно было подойти к тем общим точкам, вокруг которых можно выстраивать политику взаимодействия.
Кроме того, мы ожидаем приезда экспертов из других Поместных Православных Церквей, которые расскажут нам о тех проблемах, с которыми сегодня Церковь сталкивается в других государствах, например, в Греции (скандал вокруг Ватопедского монастыря, который имеет большую протяженность во времени и широкий общественный резонанс). Для нас важно понять – чем руководствуется информационная служба Элладской Православной Церкви, каким образом Церковь защищает себя в рамках информационной кампании, направленной на ее дискредитацию.
Также мы ожидаем приезда экспертов-специалистов из Ватикана, из Америки, из Румынии и ряда других государств, где ведется активная информационная деятельность со стороны христианских церквей.