Собор апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости (ФОТОЭКСКУРСИЯ)
Петропавловская крепость |
Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца |
Собор Святых Петра и Павла Петропавловской крепости (1712-1733 годы) интересен нам прежде всего потому, что его колокольня до сих пор является самой высокой колокольней Русской Православной Церкви. Ее высота – 122,5 метра: 40-метровый золоченый шпиль, 60-метровое каменное сооружение и некоторые надстройки.
шпиль |
Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.
Шпиль с фигурой ангела |
Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент – кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.
Интерьер Перпопавловского собора (центральный неф) |
Интерьер Петропавловского собора (центральный неф) |
Еще одна обращающая на себя внимание деталь – деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.
иконостас |
Иконостас. Центральная часть |
иконостас |
Иконостас. Верхняя часть |
Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.
колокольня |
Колокольня собора |
Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.
карильон |
Карильон Петропавловского собора Петропавловской крепости |
часовые колокола |
часовые колокола |
Карильонер за карильоном. Амстердам |
Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.
колокола |
Колокола русского звона |
колокола |
колокола |
колокола |
Средний колокол с изображением апостолов Петра и Павла |
Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга – 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.
В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.
Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов – годы так называемой «оттепели», они же – период обострения гонения на Церковь.
Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес – всего 8 или 9 тонн, это немного.
колокола |
Зазвонные и подзвонные колокола |
Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов – голландские настроенные колокола-куранты середины – конца XVIII века, времени правления Екатерины II.
часовой механизм |
Часовой механизм |
часовой механизм |
часовой механизм |
часовой механизм |
Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут – один раз, в половину часа – два, в три четверти часа – три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.
часовые колокола |
Часовые колокола |
часовые колокола |
При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза – «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.
И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток – и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.
Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.
Колокола русского звона, приспособленные для исполнения мелодии гимна Советского Союза |
Колокола русского звона, приспособленные для исполнения |
колокола |
колокола |
Большой благовестный колокол с прикрепленным к нему часовым молотком |
Большой благовестный колокол с |
В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.
Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола – часовые, церковные и карильон – в Русской Церкви нет.
Колокольня собора. Вид с бастиона |
Колокольня собора. Вид с бастиона |
Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне – вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.
Гробницы императора Петра I и императрицы Екатерины I |
Гробницы императора Петра I и императрицы Екатерины I |
Гробница императрицы Елизаветы Петровны |
Гробница императрицы Елизаветы Петровны |
Николай Первый, Александра Федоровна |
Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны |
В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.
Гробница императрицы Марии Федоровны |
Гробница императрицы Марии Фёдоровны |
Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.
Гробница супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны |
Гробница супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны |
Гробница императора Александра III |
Гробница императора Александра III |
И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.
Цветы на гробнице императора Петра Великого |
Цветы на гробнице императора Петра Великого |
В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.
Некрополь Петропавловского собора |
Некрополь Петропавловского собора |
Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР – концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.
Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца |
Петропавловская крепость. |
Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.
Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.
Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.
Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни – не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.
Отладка колоколов русского звона |
Отладка колоколов русского звона |
Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.
Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.
Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами – звонарями из Петербурга – Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.
звон |
Звон на колокольне Петропавловского собора |
Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.
Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца |
Петропавловская крепость. |
Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.
Фотографии Игоря Васильевича Коновалова
Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца