«Книга без фотографий» Сергея Шаргунова: тайный нефотоальбом
«Фотографий у меня мало. Не собираю и не храню. А это и неважно. То и дело я возвращаюсь к событиям и людям, фотографически отпечатавшимся в мозгу». Книга открывается главой «Тайный альбом» (одна из глав новой книги Сергея Шаргунова, «Как я был алтарником», публиковалась на нашем сайте), в которой автор, не мудрствуя лукаво, пишет о своем «художественном методе», а также «теме и идее» предлагаемого читателю произведения.
«Книга без фотографий» - ретроспектива, переосмысление, пересмотр пережитого лично автором. Советское детство, разрыв между воспитанием в церковной семье и стремлением к самоопределению любой ценой, влюбленности и любови, воспоминания о бабушке и учебе на журфаке, крушении и возрождении надежд – все это и много другое есть в книге, в которой нет только фотографий. Развал Советского Союза и новая Россия, захват Белого дома в 1993 году, война в Чечне и Южной Осетии, революция в Киргизии, собственные политические устремления – рассказ и об этом ведет Сергей Шаргунов.
Наверное, как писатель он открылся читателям в повести «Ура!» - злой, очень искренней, но по-юношески максималистской. Прошло несколько лет, за время которых у Сергея Шаргунова другие книги: очень разные. И вот, метаморфоза произошла, определенный этап завершился. «Книга без фотографий» - это и новая встреча со знакомым писателем, и действительно – новая встреча с немного иным человеком. В этом небольшом по объему и очень легко читающемся художественном произведении так же много искреннего, как и раньше, но нет звонкой ярости и максимализма, который все люди перерастают, так или иначе. В книге есть ирония и самоирония, но нет цинизма. Есть констатация фактов, но нет усталости и фальши. Нет сожалений о напрасно прожитых годах, но есть стремление «разгадать план, задание своей жизни».
Яркость «кадров» книги Сергея Шаргунова поражает больше, чем пестрота иного толстого реального фотоальбома. Поколение 30-летних с удивлением и узнаванием перелистывает ее страницы. Исторические вехи, общая жизнь в одной на всех стране – вот что дает ощущение родства с писателем. А с другой стороны, сверстники Шаргунова (да и не только они), не ездившие в Чечню и не участвовавшие в выборах, все равно понимают, о чем и зачем его книга – ведь убежать на войну, вклинить себя в экстремальную ситуацию, чтобы понять, что ты еще нужен, хочется всем – хоть раз в жизни. И изменить мир к лучшему – тоже хочется. И любви хочется так же остро, и одиночество, бывает, накрывает с головой…
Вопрос о жизни и у писателя, и читателей «Книги без фотографий» один, общий – как жить, а ответа нет. Но его и не нужно, по сути. То есть нужно, но не так, чтобы раз и навсегда. В последней главе книги с довольно символичным названием «Воскресенки» выведен образ последнего крестьянина, дяди Володи, которому герой задает свой сакраментальный вопрос. И получает такой ответ:
«- Мышцу качай! Отжимайся. Бегай. Приседай. Я вот со своим хозяйством качаюсь – там вскопаю, здесь выкошу, и сердце радуется!
- И это все?
- Это для начала!».
«Для начала» нового этапа. Нового дня. Нового года. Новой жизни, которая, в принципе, новее не становится никогда, просто человек начинает понимать что-то иначе – глубже, шире или с высоты житейских опытов.
Есть соблазн, повинуясь метафорическому языку автора, назвать «Книгу без фотографий» памятником юности. С одной стороны, это похоже на правду, но с другой - этот тайный нефотоальбом, конечно же, продолжится. Как жизнь, в которой будет еще много хорошего. И новые близкие-далекие люди, читатели и читательницы, и случайно-неслучайные встречи, и искренние порывы, и страдания, и радости. И «сильная любовь». И новые книги, с фотографиями или без них.
Сергей Шаргунов умеет превращать жизнь в литературу, а литературу делать жизнью. Почти также, как опытный фотограф-чародей умеет оборачивать перевернутый во всех смыслах этого слова негатив позитивом, фотографией, картинкой реальности, самой жизнью.