Послесловие к предисловию
О том, что будет на Соборе, изначально было сказано накануне Юбилейного Собора архиепископом Александром (Драбинко) (смотрите наше с Олегом Гавришем интервью с ним), в заявлении архиепископа Митрофана (Юрчука) и в нескольких разъяснениях для прессы главы Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерея Георгия Коваленко.
Да вот беда — всей этой информации было крайне мало для любителей создавать проблемы и преткновения там, где их нет, да и, по сути, быть не может. Поиск разногласий, нестыковок и конфликтов усиленно продолжался и продолжается по сей день. Благо, ожидаем очередного приезда Патриарха.
Церковные проблемы рассматриваются светскими СМИ только с точки зрения политики
В каждом слове, сказанном нашими официальными представителями, выискивается «тайный» смысл или завуалированная инаковость. Разыскиваются разногласия, которых нет, и разночтения там, где неверно поставлена запятая.
Если глава Синодального отдела внешних церковных связей УПЦ архиепископ Александр говорит, что «этого не будет», — тут же изобретается версия, что обязательно случится, но в завуалированной форме.
Если официальный сайт и информационный отдел УПЦ в сообщении о мероприятии добавит фразу, что «рассматривались и иные вопросы церковной жизни», то ворох предположений о якобы развернувшейся непримиримой полемике, говорящей о кризисе и расколе, не заставит себя долго ждать. Хотя в этих «иных вопросах» говорили о сугубо технических делах и личных проблемах.
Однажды я спросил у одного из наших архиереев, что входило в число «иного» на последнем заседании Священного Синода и не получило отражения в официальных журналах. Мне ответили: обсуждали форму бланка отчетности по социальной работе, а также спорили насчет того, где лучше подлечиться одному из наших серьезно приболевшему епископу.
Понятно, конечно, что принципом деятельности всех СМИ является поиск второго смысла, расшифровка недоговоренностей и открытие несказанного, то есть, типично политическая работа. Вполне реальные факты обрастают таким значительным мусором предположений и пророчеств, что главное становится второстепенным, а небывшее превращается в «неопровержимые доказательства».
Примеров предостаточно
Сегодня договорились до того, что Святейший Патриарх Кирилл едет в Киев, дабы наказать тех, кто посмел внести изменения в Устав УПЦ. Как же нужно не понимать церковную жизнь и что такое Православие, если сознание на вид умных журналистов работает лишь под проекцией политических, сутяжных и криминальных разборок?
Началом таких «выводов» стала естественная и вполне ожидаемая дискуссия на прошедшем Соборе о внесении изменений в Устав УПЦ. Разные мнения по этому поводу, силами борзописцев, не умеющих лба перекрестить и использующих Бога лишь в качестве прилагательного, превратилось в сражение вселенского масштаба, где до смертоубийства осталось лишь мгновение…
Неведомы данным комментаторам, командированным редакционным начальством написать чего-нибудь «остренькое про попов», что разномыслия могут быть и даже обязательны(!) в среде церковной.
Послание апостольское гласит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).
Печально, если пирожки печет сапожник, а пирожник тачает сапоги. Еще печальней, когда ничего не соображающий в церковных делах, правилах и канонах, да еще и с нетрадиционной политической ориентацией журналист насилует клавиатуру редакционного компьютера, изобретая того, чего не было и быть не может…
Не исключением становится и грядущий на этой неделе приезд Святейшего в Киев
Владыка Патриарх прибудет на празднование Дня Крещения Руси, традиционно отмечаемого в день святого равноапостольного князя Владимира.
Казалось бы, какие вопросы могут возникнуть, если родной отец едет к своим детям в соседнюю страну? Если он их любит и желает вместе с ними провести торжество? Если этого приезда дети ждут и к нему всемерно готовятся? Вполне понятное человеческое желание, где во главе стоит любовь и забота.
Вся церковная полнота нашей Церкви три года назад практически единогласно, без вмешательства инородных сил, избрала своего духовного отца. Как нам относиться к тем, кто не пускает к детям отца? Как вас называть? И почему в каждом приезде Патриарха выискиваются мотивы, не имеющие к Церкви и ее духовной жизни никаких отношений?
Вопросы вряд ли будут услышаны, а ответ на них будет дан на Владимирской горке и у стен Успенского собора Киево-Печерской Лавры, где Патриарх вкупе со всем собором украинского духовенства будет молиться о наших народах. В том числе, о вас, мастера газетного, телевизионного и интернетного слова.
За последние три недели даровал мне Господь служить в нескольких храмах разных епархий и, естественно, я старался узнать у священников и прихожан об их мыслях и мнениях по поводу последних церковных событий, не дающих покоя, прежде всего, столичным немногочисленным областным журналистам.
Ответы и в городских, и в сельских приходах, и на востоке, и на юге, и в центре Украины были практически одинаковы:
— Делать им нечего. Лучше бы на молебен пришли, чтобы нашествие саранчи прекратилось.
Вчера же, в воскресенье, в Покровском храме крымского поселка Симеиз служили мы впятером службу Божью. Четверо украинских священников из Шепетовки, Донбасса, Крыма, Волыни и один батюшка из Подмосковья. Едино служили, в понимании всего величия соборности нашей Церкви. И не услышал я ни от кого даже намека на возможность какой-либо автокефалии или раскола.
Этого не будет
Ну а тем, кто с сегодняшнего дня приступят или уже приступили к очередным сочинительствам очередных проблем, нестроений и расколов, могу лишь одно предложить: прийти на молебен о государстве нашем Украине и вере Руси православной, дабы саранче не уподобиться, которая после молитв церковных неведомо куда пропадает.