Неделя о самаряныне: источник истинного Света
Иудеи делили людей на «своих» и «чужих». Такой подход к людям не применим для христианина, но для иудея того времени он был вполне нормален: народ Израиля намеренно выделял себя среди других людей. Поскольку был создан для того, чтобы не быть похожим на языческие племена, но нести Миру Божественный Свет.
Суть конфликта с самарянами заключалась в том, что иудеи считали, что совершать богослужение можно только в Иерусалиме на Храмовой Горе, а самаряне не придерживались этой традиции.
С Воплощением Господа все изменилось. Отныне нет причин для разделения людей, но все должны жить в мире и согласии, составляя единое тело Христово - Церковь. «Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью... Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов?», - спрашивал митрополит Антоний (Сурожский).
Откровенно говоря, редко когда получается относиться ко всем спокойно и доброжелательно. Тот нас когда-то обидел, этого подвели мы сами... И вот из таких «кусочков» складывается очень неровное отношение к людям, мозаика мелких ссор и неприятных ситуаций. Вроде как обычная жизнь, но как далека она от Евангельского образца!
Понимаешь, что надо прощать ближним, но периодически возникает вопрос: а почему? И тут вспоминается отрывок из одного древнего текста: «Господи, почему я должен терпеть этого человека? - Потому что Я его сотворил!». Действительно, какой может быть разговор о «своих» и «чужих», если у всех людей один Отец - Господь?
Возникает вопрос о месте Бога в нашей жизни. Не в той, которая должна быть, а в реальной. Услышав от Христа, что он Мессия, самарянка бросила все, забыла, зачем пришла к колодцу, и побежала в город, чтобы поделиться с людьми вестью об увиденном чуде: в Мир пришел Мессия! Как сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «эта единственная встреча Христа и самарянки для жены-грешницы и для всего мира оборачивается встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной».
«Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь», - говорит в одной из проповедей митрополит Антоний.
Впечатление самарянки было сильным. В том числе и потому, что даже эта простая женщина, ведущая далеко не праведный образ жизни, размышляла о том, где и как правильно поклоняться Господу. «Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной... для Христа Спасителя, для учения Его, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь», - говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Женщина многого не знала, но хотела узнать Истину и была готова принять ее всей душой. Она не строила себе иллюзий и честно сказала о том, какой образ жизни вела. Собственно, зачем было лгать незнакомому человеку и кривить душой? Он говорил о том, что ее волновало, и это было главное.
Но не только тогда люди не знали, что такое христианство. Сегодня происходит то же самое. «Почему этот древний по времени Источник Жизни многими теперь остается забытый, а многими и отвергается? И слова Спасителя: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь...» - остаются неуслышанными, непонятыми, непринятыми (Ин. 14, 6), - размышляет архимандрит иоанн Крестьянкин. - Христос и это объяснил в свое время иудеям, и Его объяснение действенно во все времена. Они не могли веровать потому, что Он истину говорил им. Но ложь обратилась для них в плоть и кровь их и сделала истину несовместимою с ними, невместимою для них. Ложь! - не она ли и есть теперь и для нас та страшная болезнь, что ставит нынешний мир на грань катастрофы?! Не ложь ли вытесняет истину из жизни и вокруг кладезя жизни - Церкви Божьей - плодит многочисленные секты, ереси и разделения?!»
Что же делать, чтобы не уподобиться не принявшим Христа иудеям? «Жажда истины - вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога», - отвечает на этот вопрос архимандрит Иоанн.
Как бы ни были убедительны доводы даже самого талантливого миссионера, человек сможет понять суть религии только тогда, когда по-настоящему захочет этого. Когда его не нужно будет принуждать, но он сам будет искать возможность узнать как можно больше и внимательно слушать всякого, кто сможет ответить на его вопросы. Как самарянка, которая, удивившись необычному поведению иудейского раввина (а именно так она и должна была воспринять Иисуса Христа), доверчиво расспросила Его о том, что ее волновало, и получила знание, необходимое всем людям.
«Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в Жизнь Вечную. И не иссякнет источник сей и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты и отравить его живительных свойств», - писал архимандрит Иоанн.
Когда самаряне Христос пришел в самарянский город и стал разговаривать с людьми. Они открыто говорили женщине, что теперь верят не по ее словам, но потому, что сами видели Христа. А женщина ине искала себе славы проповедницы, напротив, ушла в тень», ведь не так важно, кто помог людям открыть Истину. Главное - то, что она была им открыта, и жизнь людей была освещена Светом Божиим (по преданию, самарянку звали Фотина, т.е. Светлая).
Фотина стала проповедовать христианство и из-за этого претерпела мученическую кончину, будучи брошенной в колодезь. У колодца она увидела Источник Жизни, у колодца нашла и смерть, перейдя из временной жизни в вечную.