Каким человеком стал Бог?
Митрополит Лимассольский Афанасий
Когда человек принимает в свое сердце Христа, Который есть — «на земле мир», тогда он начинает понимать, как ему справиться со всеми сложностями и как их превратить в благословение, ведущее по пути спасения, сделать их ключиком, открывающим Царствие Божие.
Как Христос пришёл в мир? Родился в маленьких яслях в тихом уголочке земли, так, что никто об этом не знал и никто не понял, что Бог стал человеком. Только двое животных (осел и вол), как говорил пророк Исаия, поняли Христа и некоторые простые люди — пастухи и маги из Персии (они были священниками и служили звездам). До нас дошли египетские пророчества, говорившие о Христе, и служители звездам знали, что когда-то Бог станет человеком, и явится одна особенная звезда, чтобы засвидетельствовать о том — поэтому они изучали звезды.
Христос пришел в нищете, смиренно, родившись от девы, и не имел даже того, что имеет каждое дитя, приходящее в этот мир. Он отвергнул то, что было важным в существующем мире — всякую борьбу, всякую связь с событиями этого мира, и показал нам своей жизнью путь превосходный, совершенный путь, ведущий ко спасению. И если мы хотим последовать за Христом, то не существует иного пути. Мы можем понять, насколько истинна наша жизнь, сравнивая ее с жизнью Христа, насколько истинен наш путь и путь Церкви Христовой. Если Церковь перестает подражать Христу, а становится мирской, больше похожей на светское собрание, имеющее силу и власть, подобной государству — с мирскими ориентирами, тогда Церковь проигрывает (точнее люди Церкви), терпит неудачу в достижении своей цели. Западная Церковь стала государством и отрезала себя таким образом от живого предания, лишилась благодати и связи с апостольской Церковью.
Нам важно проникнуть в значение праздника. А его смысл — в том, что Господь умалил Себя, став человеком, и это было движением любви, потому что от безграничной любви Бог стал человеком. И наши связи с людьми (хотя связь — не самое лучшее слово, потому что оно означает несвободу, заключение в цепи) должны быть основаны на такой любви и быть подобными по свойствам связи Христа со всем человечеством. Христос нас не связал, а освободил. У Него не было никакой претензии к нам, никакого ожидания, а только самоотвержение и отдание Себя нам, чтобы мы делали с Ним, что захотим. Те кто хотят — Его любят, те, кто хотят ненавидеть — ненавидят, Он свободно отдал Себя на распятие. И это есть образ Его любви к человеку. Его жизнь и каждое событие в ней что-то для нас значит. И Рождество заставляет нас еще раз удивиться тому, каким человеком стал Бог. Он не стал каким-то блистательным, очень умным человеком, который поразил весь мир свой мудростью, но стал смиренным человеком, который смог спасти все человечество, став победителем: безоружный победил вооруженных, безвестный и малозначащий — славных. А любить другого и требовать от него любви к себе — это болезнь и эгоизм, это рождает зависть и ревность, желание властвовать над другими. Сила же любви — в умерщвлении себя, отвержение себя ради того, чтобы в нас жил Христос.
Иллюстрация: Hramsergiy74.ru
А раз мы начинаем чувствовать, что Бог стал человеком ради меня лично, тогда откуда взяться безнадежности, унынию, беспокойству, тьме в каждом из нас? По слову святителя Иоанна Златоуста, Бог готов заново сотворить небо и землю ради одного человека. Такова его ценность! И от нас зависит, как мы это принимаем и как мы видим мир. Познание Бога рождает смирение, а познание себя и понимание своей ценности у Бога рождает любовь и почтение к другому человеку.
«Я есть Альфа и Омега» — начало и конец. Миру не хватает Бога. Если мы посмотрим на себя внимательно, то поймем, что мы больны духовно и страдаем, подобно человеку, который вырос, живет, но не понимает, что Бог — его Отец и что Бог стал человеком лично для него.
Я имел благословение несколько лет жить со старцами и видел, какое великое торжество — эти праздники, когда человек оставляет всякую мирскую вещь и попечение. Помню, как-то на Святой горе мы встречали Рождество в скиту, в пустыне, втроем, зимой, со снегом и вьюгой. Это было прекраснейшее Рождество в моей жизни, и я думал тогда: «О если бы все люди могли так встречать Рождество!» В пустыньке наше празднование состояло в совершении Литургии, Евахаристии и причастии Телу и Крови Христовым. И в этом была вся полнота нашего бытия, не было ни избытка, ни пустоты от недостатка чего-либо, потому что Христос был среди нас.
Если вы желаете понять, кто вы, и желаете для себя следовать по пути совершенному — не забивайте голову знаниями. Они хороши, но человек — это не только ум и тело. Центр же его бытия — это сердце, а туда войти может только Бог и по-настоящему наполнить его.
Перевод с греческого Марии Ореховой
Название фрагмента дано редакцией «Татьянина дня»