Образовательная реформа: имитация бурной деятельности
- Олег Андершанович, три года назад ваш центон из вступительных сочинений об Ахматовой, охарактеризовавший уровень многих абитуриентов, вызвал много откликов. Сильно ли изменилась с тех пор ситуация в среднем и высшем образовании?
- Думаю, что подобное можно составить из сочинений и прошлого, и этого года, и, наверно, в будущем году - как, впрочем, и из работ предшествовавших лет. Но если те глупости, которые пишут про Пушкина, нас уже не очень трогают, то Ахматова недавно вошла в школьную программу, и то, что абитуриенты пишут про неё, до сих пор удивляет.
Что же касается ситуации в образовании (сразу оговорюсь, что я здесь предельно субъективен), мне она кажется довольно печальной. Как почти во всех областях современной жизни, происходит больше имитация бурной деятельности, чем сама деятельность. Парадоксальным образом те новшества, которые в последние годы предлагаются, скорее ухудшают образовательную ситуацию, чем улучшают.
- Вы согласны с утверждением, что отмена обязательного выпускного экзамена по литературе приведёт к катастрофическому падению общего культурного уровня и массовому умножению числа «гопников»?
- Я бы воздержался от слов «гопники» или «быдло», потому что, как мне кажется, всякое высокомерие неправильно. Но здесь ситуация, опять же, очень смешна и печальна одновременно. Дело в том, что большинство реформ, которые происходят и в среднем, и в высшем образовании, представляют собой кальку с западных практик. При этом забывается, что мы не имеем тех традиций, которые есть на Западе. Я думаю, что и отмена сочинения как формы экзамена, и исключение литературы из списка обязательных экзаменов в нашей ситуации ни к чему хорошему привести не могут.
- Но в последние годы жанр сочинения находится «в кризисе»: работы пишутся, как правило, по шаблону, да и сама литература заменяется посредственным литературоведением...
- На самом деле общество уже довольно давно поставило перед отечественной филологической наукой глобальную задачу: написать историю литературы. На это серьёзная филологическая наука почти никак не откликнулась; кроме работ Мариэтты Омаровны Чудаковой, которые написаны замечательно и, по-моему, могут служить прекрасным учебником, сделано очень мало. Но в эту область, как и всегда бывает, кинулись халтурщики - плохие репетиторы, бывшие преподаватели советской литературы - которые написали кучу всяких учебников и пособий очень низкого качества.
Главное, что давало нам обязательное написание сочинения - человек сам внимательно читал текст. Не существовало посредников между текстом и читателем (вернее, они есть всегда, но были не так важны). Школьники читали Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, и это их воспитывало, делало совершенно другими личностями, чем если бы они не читали этих авторов. А отмена сочинения - помимо того, что есть много хороших учителей литературы, и непонятно, что им теперь делать - создаёт ситуацию, когда предлагается набор тестов, а читать совершенно необязательно!
- Получается, что в советское время с его очевидными проблемами абитуриенты всё же умели писать сочинение?
- За вашим вопросом стоит другой вопрос - может быть, более важный: считаю ли я, что советское образование было лучше современного? Нет, не считаю. Здесь можно привести простейший пример: в моём поколении знание иностранного языка считалось подвигом. Сейчас, если взять студентов, почти все знают один, а многие - два-три языка.
Но, поскольку общая ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону по сравнению с Советским Союзом, мы как будто бы вправе были ожидать, что и в образовании она будет меняться в лучшую сторону. Сейчас те, советские проблемы во многом сняты - скажем, нет цензуры (я говорю только о литературе, не касаясь ситуации в СМИ): раньше если в курсе XIX века ещё были бесспорные имена, то в курсе ХХ века изучали таких авторов, которых мы сейчас просто не вспомним. Но возникли другие проблемы, которые не менее значимы. Так что ситуация не хуже, чем была в Советском Союзе, но плоха по-другому, а мы вправе были ожидать, что она станет хорошей.
- В последнее время многие преподаватели отмечают падение общего уровня студентов от года к году. Вы с этим согласны?
- Нет, не согласен. Моё твёрдое ощущение состоит в том, что на каждом курсе есть 15-20 человек, которые учатся, и остальные, которые пришли сюда с какими-то другими целями (я говорю о своём предмете: возможно, что, например, с языками дело обстоит по-другому). Так было в моё время и так остаётся сейчас; думаю, здесь кардинально ничего не меняется. Но если ситуация относительно литературы будет такой, какой она создаётся сейчас, уровень, конечно, заметно ухудшится.