Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО)
Первое каменное здание Успенского собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром (его память Православная Церковь будет праздновать 6 сентября), и князем Иваном Калитой.
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создавать новую резиденцию в Москве, и первое. что сделал - задумал перестройку кремлевского Успенского собора. По повелению князя строительство было доверено итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Новый собор был построен в 1479 году.
Аристотелю Фиораванти удалось довольно точно повторил образец, по которому он строил кремлевский храм - Успенский собор во Владимире, древний крестово-купольный храм. Однако итальянский архитектор создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение: собор был выложен из небольших блоков белого камня; алтарные апсиды - уплощены и скрыты массивными лопатками а крупные главы сближены.
Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летопицы отметили, что здание смотрится "как един камень". Это мы можем видеть и сегодня, придя на Соборную площадь Московского Кремля.
Своеобразие архитектуры Успенского собора ощущается и в его интерьере. Круглые столпы не заполняют собой пространство, а, напротив, создают впечатление огромного дворцового зала. "Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и пространством", - написано в летописи.
Впервые Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила стенопись, которую мы можем видеть сегодня (разумеется, в отреставрированном виде).
Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь, подобно тому, как столпы несут свод.
Иконостас Успенского собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. Шестьдесят девять икон иллюстрируют всю библейскую историю человечества.
Большой Успенский колокол - самый большой из звонящих колоколов в Москве - находится в центральном проеме Успенской звонницы колокольни Ивана Великого. Свое название он получил из-за принадлежности к Успенскому собору Московского Кремля. Эпитет "Большой" говорит о его рамерах: вес колокола - 3904 пудов 9 фунтов (около 62,5 тонн).
Таким большим колокол был не сразу и был перелит несколько раз. В пятый и последний раз колокол перелили в 1817 году. На право отливки большого колокола в Москве были объявлены торги, которые выиграл содержатель крупнейшего московскогоколокольного завода купец 2-ой гильдии Михаил Гаврилович Богданов. Работами по отливке колокола руководил старейший литейщик Яков Завьялов.
Колокол поражает не только своими размерами, но и очень объемными орнаментами. На средней его части расположены шесть медальонов - картушей с портретами императора Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Федоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей.
Новый Успенский колокол был отлит в 1679 году мастером Федором Моториным - основателем известной династии колокольных мастеров - для Успенского собора Московского Кремля.
Согласно Описи 1685 года, вес колокола - 200 пудов, то есть более трех тонн.
В конце XVII столетия на Успенской звоннице Московского Кремля уже находился Большой Успенский колокол, поэтому этот получил название Новый Успенский.
Текст - по материалам открытых интернет-источников, в том числе сайта Общества Церковных Звонарей.