Феррагосто, по-нашему Успение
Тициан. Вознесение. 1516-1518 |
Все календари, конечно, придумали люди, но август — время особенное. Сбор урожая, изобилие овощей и фруктов, подведение итогов и предчувствие конца. В разгар лета вдруг понимаешь: наступила осень. Как в стихотворении Б. Пастернака о другом августовском празднике:
...Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
Итальянцы в августе устраивают себе сиесту года: это время всеобщих каникул. Пик отпусков приходится как раз на 15 августа, праздник Феррагосто. Этот день, наверное, самый жаркий в году, является в Италии государственным выходным. На неделю большие города превращаются в пустыню, магазины и пиццерии закрываются, жители берут отпуск и разъезжаются шумными компаниями в горы или к морю. Только туристы, афроитальянцы да гастарбайтеры слоняются по опустевшим улицам, недоверчиво поглядывая друг на друга. Вечный Рим кажется высохшим музейным экспонатом, насаженным на скелет из достопримечательностей: площадь-церковь-фонтан-обелиск.
Феррагосто! Феррагосто!
Город вымер. Быть беде!
Где машины? Люди где?
Рим пустынен, точно остров,
Римляне сидят в воде.
Это из стихотворения Джанни Родари.
Итальянцы ждут Феррагосто весь год и любят, наверное, больше, чем Новый год или Рождество. С одной стороны этот праздник воплощает в себе национальный миф итальянцев о dolce farniente, блаженном «ничегонеделании», да и тоска человека по вечному лету, по райскому отдыху от трудов универсальна и неизменно востребована в европейской культуре. С другой, образ пустого города, брошенного своими обитателями, очень притягателен и романтичен. Может быть, поэтому Феррагосто стал излюбленной темой для итальянских писателей и режиссёров. Последняя картина про Феррагосто вышла в 2008 году («Обед в день Успения», Pranzo di Ferragosto) и получила несколько кинопремий в том числе, как лучшее кулинарное кино 2009 года (Берлинский кинофестиваль). Этот фильм рассказывает как раз о людях, которые остались в опустевшем Риме. Об отношениях сына и матери. Немолодой холостяк Джанни ходит по утрам за продуктами, читает своей старой маме «Трёх мушкетеров» и следит, чтобы она не ела пармезан, который запретил заботливый доктор. В конце всех героев ждет роскошный обед в день Успения. Такие ценители кухни, как итальянцы, разумеется, отмечают свой любимый праздник пышным застольем.
Madonna Assunta
В Православной Церкви мы тоже празднуем Успение 15 августа. По старому стилю, конечно. Но если в России говорят про Успение «Богородичная Пасха», то итальянцы называют его «Богородичным Вознесением», Madonna Assunta, т.е. Мадонна Вознесенная. В западной иконографии принято изображать не Успение, а именно Вознесение Марии. На знаменитой картине Тициана Assunta («Вознесенная»), которая находится в алтаре францисканской церкви в Венеции, нет даже намёка на смерть. Только торжество и свет небесной славы, уготованной Божией Матери.
Учение о Вознесении Богородицы было официально догматизировано в католической Церкви в 1950 году. Некоторые католики считают, что Дева Мария в действительности не умерла, а только глубоко уснула и затем была телесно вознесена на небо. Как бы то ни было, оба события: Успение и Вознесение Богородицы — празднуются 15 августа.
В Риме до XVI века празднование Успения проходило особым образом. Рано утром 15 августа процессия с иконой Христа шла по городу из Латеранской базилики на Форум, а затем к храму Санта-Мария-Маджоре, где процессию встречали с иконой Девы Марии. Таким образом, вся процессия иллюстрировала то, как Христос приходит к Матери и забирает Её с Собой. Во главе процессии шёл Папа Римский, и на восходе солнца он служил мессу в честь Успения Божией Матери.
В наше время не каждый итальянец вспомнит, что Феррагосто — на самом деле праздник Успения Богородицы. Священники вынуждены напоминать об этом своей пастве. История совершила круг: когда-то языческие празднества в честь сбора урожая и завершения летних сельскохозяйственных работ были ассимилированы христианством и связаны с праздником Успения Богородицы. Теперь католический праздник Успения в свою очередь стал светским Феррагосто, праздником августовских каникул.
Феррагосто в деревне
Феррагосто в Тофии |
Я застала празднование Феррагосто в городке Тоффья. Несмотря на близость к Риму (всего 40 км на северо-восток) Тоффья производит впечатление глухой провинции: вокруг зелёные поля, сабинские холмы, плантации оливковых деревьев. Жители общаются между собой не на государственном итальянском языке, а на местном римском диалекте, «романо». Автобусы и электрички сюда не ходят, в самом городке всего одна улица (не считая множества переулков и закоулков) и целых три церкви, причем одна из них VIII века. У этого места богатая и интересная история, но туристов здесь никогда не бывает. Сами жители называют Тоффью деревней (il villagio), но, если честно, я не понимаю, как можно называть так каменную крепость на скале, в которой все дома — это четырёхэтажные дворцы XIV-XV вв.
15 августа, в день Феррагосто узкие улочки Тоффьи полны народа. Попадаешь как будто в другой мир, где обычные современные люди, владельцы автомобилей, пользователи интернета и мобильных телефонов, превращаются в средневековую городскую общину. Прямо на улицах выставлены длинные столы, рядом со столами — мангалы с жареными сардельками, палатки с едой и вином. Это всё бесплатно, за счёт муниципальной общины или коммуны, как говорят в Италии.
На главной площади — ярмарка народных промыслов. Несколько музыкальных площадок, которые таятся в самых неожиданных местах. Играют разное: джаз, рэп, даже «Подмосковные вечера». Несмотря на недетское время по улицам носятся детишки и периодически сталкиваются с карнавальными персонажами на ходулях. А вот за столиком под фонарём представители местной администрации, никак не отличимые от остальных горожан, оживлённо болтают с какими-то нарядными старушками. Запустили салют, и нужно собираться домой. Жаль, ведь все жители Тоффьи, наверняка останутся праздновать до утра. Я смотрю в чёрное небо августа и думаю: стоит поучиться у этих людей умению радоваться в простоте сердца.
Впервые опубликовано 30 августа 2009 года