Патерик отца Тихона
Книгу архимандрита Тихона я сознательно старался не читать предварительно публиковавшимися частями. Во-первых, не хотел портить впечатления от книги как от единого целого. Во-вторых, знал, что трудно будет ждать следующей публикации – ведь легче вообще не брать в руки, чем ждать, что будет дальше. Думаю, что поступил правильно!
Как только «Несвятые святые» оказались у меня в руках, и я вечером открыл первую страницу, так до поздней ночи не мог остановиться. Иной раз перелистывая, заглядывая вперед, в первую очередь читая те главы, в которых встречались лично знакомые имена, обстоятельства, в которых я оказывался зрителем, или просто до того о них слышал.
Книга читается на одном дыхании! Может, не главное, но несомненное ее достоинство – это качественная словесность, которая не слишком частый гость на православном книжном рынке. Написана живым, стройным, бодрым русским языком, с одной стороны, несомненно, передающим устные интонации рассказчика, с другой – не грешащим тем, что напоминает расшифровку магнитофонной записи. Это очень и очень славно.
Радостно не только за то, ЧТО написано в книге, но и за то, КАК она написана.
Главным содержательным достоинством мне видится то, что архимандритом Тихоном в значительной мере была реализована труднейшая задача – он написал в каком-то смысле современный «Луг духовный», дал положительные образы реальных людей новейшей церковной истории, сделав это не сусально, не лакировано, так, что рассказчику безусловно веришь. Веришь в силу искренности интонации, отсутствия перебора с морализаторством и нравственными приложениями, в силу совершенно конкретных жизненных контекстов. Что греха таить, у нас в описаниях церковной действительности, в том числе и монастырской, чаще всего встречается две крайности. Эти описания либо напоминают (в дурном отношении) народно-церковно-публицистические журналы начала 20 века типа «Церковного паломника» или «Нивы» в ее церковной ипостаси. Т.е. настолько сладостно, что скулы сводит от переизбытка сахара. Либо, ежели автор берется описывать жизнь «такой, как она есть», то получается очевидная чернуха. То верно, что обличать не сложно, что негативных сторон в современной церковной жизни хватает, но не велик и подвиг описать этот негатив, выглядя при этом «смелым обличителем», мудрым церковным (или околоцерковным) мужем или женой. Архимандрит Тихон избежал соблазна показать себя Знающим Обличителем немощей церковных людей.
Он действительно вывел то, чему можно поучиться, и на что можно опереться. Поэтому книга традиционна в самом хорошем смысле этого слова. Она продолжает золотую нить монашеской письменности, от древних Патериков до книг святителя Игнатия Кавказского или святителя Феофана – дает достоверные образы подвижников благочестия – близкие и теплые.
В современной церковной словесности книга беспрецедентна! Поздравляю старшего друга с несомненным успехом, и свидетельствую, что многие читатели уже ждут продолжения!