Да убоится мужа своего
- Знаешь, - сказала она, - я никогда не чувствовала себя замужем. То есть за мужем…
Она была в браке больше двенадцати лет, родила двоих детей, вела совместный с мужем бизнес. По случайности, я знакома и с ее бывшим мужем. Заходя ко мне в офис, он мог спросить про жену: «Моя идиотка не появлялась?». В присутствии посторонних людей он обращался с женой так, что единственным желанием присутствующих было то, что в просторечии называется «набить морду». Сегодня он любит рассказывать всем и каждому, как страдает без отсутствия семьи и как его жена неправа, что разрушила брак.
Другая моя знакомая была в ситуации немногим лучше: муж, с которым она на тот момент прожила уже пятнадцать лет, завел зазнобу и изменял, не таясь, а домой приходил только отдать вещи в стирку (стирала жена, зазноба быстро поставила мужичка на место – она-де не прислуга). Моя знакомая умоляла хотя бы скрывать похождения от подрастающего сына, но все призывы пропадали втуне. В конце концов, она ушла жить к своим родителям. Переборола боль, получила второе высшее образование, стала делать карьеру. И приняла крещение. А бывшему мужу надоели истерики зазнобы, и он счел, что теперь можно было бы и с женой пожить, а она, нехорошая такая, разбила семью, ушла, и это так некрасиво, так неблагородно с ее стороны! Не смогла простить маленькую слабость…
Зачастую мужчины говорят: «Все невесты – принцессы, почему же после свадьбы они превращаются в лягушек?». Но ведь и женщины могут возразить: «Все женихи хороши, так откуда же берутся мужья, которые пьют, бьют, изменяют?».
Можно сколько угодно говорить о кризисе современной семьи, можно приглашать в свидетели психологов, социологов и представителей прочих окологуманитарных профессий, но никогда не решится проблема, пока взгляд общества на брак таков, что сохранение семьи зависит лишь от женщины. От женщины сохранение семьи зависит больше, чем наполовину, но только при одном условии, что она действительно замужем. За мужем. А не мать-одиночка с двумя (тремя, четырьмя) детьми: одним взрослым и остальными малыми.
Лично мне трудно читать женский глянец, тоннами издающийся в России – не только и не столько из-за невысокого нравственного уровня и не из-за содержания, рассчитанного на умственно отсталых. Мое недоумение связано, скорее, с образом, который так навязчиво этот глянец формирует: женщина должна быть хитрой и изворотливой, потому что мужчина непроходимо туп, похотлив и кроме пива под футбол и секса его ничего особо не интересует. Будь, подруга, хитрее – надень кружевные трусы под домашний халат, и кольцо с брильянтом у тебя, считай, в кармане!
И ладно бы только глянец. Есть телепередача, которая называется «Скажи, что не так?!». Суть ее сводится к следующему: у семейной пары кризис, а телеведущие берутся этот кризис разрешить. Начало уже впечатляет, но продолжение еще сильнее. Обычно показывают женщину, довольно еще молодую, неухоженную, с затравленным взглядом, замученную работой, бытом, безнадегой всей ее жизни, а муж ее жалуется на всю страну с телеэкрана, что его Катя или Маша набрала лишний вес после родов, стала неласковой и требует помочь ей с хозяйством и детьми, пока сам он после тяжелой офисной работы культурно отдыхает с пивком под сериал или футбол. Муж, глава семьи, не стесняясь, рассуждает о том, что у жены растяжки после родов или делится подробностями интимной жизни пары до рождения детей. Уже на этих минутах хочется сказать: «Ты что, дядя, с ума сошел? Это же твоя жена, это мать твоих детей, что ты делаешь?». Вместо этого дамочки-ведущие, понимающе покачав головами (сочувствие еще было бы неплохо изобразить, но в лицевые мышцы вколото столько ботокса, что изобразить что-либо на лице просто невозможно), уводят его жену на стрижку, шопинг и прочие радости жизни. Чтобы вернуть мужу обновленной и тем самым решить проблему…
Нет, я совсем не против хороших стрижек и новой одежды. Сама грешна, что скрывать. Только хорошо знаю, что одними лишь стрижками подобную проблему не решить. Но миллионам женщин (передача-то федеральная) подсовывают эту ядовитую конфетку: да, решить! Купи новое белье – и с мужем все наладится. И вовсе не приходит в голову сказать: а есть ли у этой женщины муж на самом деле, не только юридически?
Подобная плесень цветет не на каком-нибудь тошнотворном ТНТ, нет – на уютном телеканале «Домашний», который позиционирует себя именно проповедником семейных ценностей. Такие вот нынче пошли семейные ценности.
Мне на это возражают: так ведь время такое, кризис семьи. О, кризис – это вообще волшебное слово, которым привыкли объяснять все: от нечищеных ботинок до хамства в трамвае. И существует этот самый кризис, в первую очередь, в нашем сознании.
Я не могу забыть сценку в московском метро, которая меня умилила. Бабушка зашла в вагон с мальчуганом лет четырех. Он усадил бабушку, говоря при этом: «А я постою, я же мужик!». И мне подумалось, что он, скорее всего, будет счастлив в браке, и его жена будет чувствовать себя именно замужем. Ведь все начинается в своей семье.
«Так что же, лучше патриархальная семья? Домострой?» - задают мне ехидный вопрос.
Нет, патриархальная семья в ее полном понимании сегодня так же невозможна, как невозможно было бы нам всем оказаться в Москве времен Ивана Грозного, как невозможно возродить агапы времен первых христиан. Но семья как малая Церковь должна именно расставлять приоритеты в соответствии со смыслом христианского брака.
Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это неправда. Если он не образ Христа, то ему никто не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием». (Антоний, Сурожский митр. Труды. Практика. – М., 2002).
Семья – это труд двоих. Как невозможно создать ее в одиночку, так невозможно и сохранить ее лишь при желании одного. Русская пословица гласит: «Для щей люди женятся, для мяса замуж идут». При всей ее грубоватой практичности, главная мысль верна: в браке есть права и обязанности каждой стороны. Вычти что-то одно – и семья как таковая начнет разрушаться.
Мне доводилось слышать весьма забавное утверждение, что в христианском браке жена бесправна и забита, и говорилось это на основании слов «Жена да боится мужа своего». Самое глупое, что можно сделать – это выдрать слова из контекста. Любопытно, поинтересовались ли утверждающие, что на самом деле было сказано? «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо как никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человека отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 20-23).
Так более понятно, не правда ли? Где тут о забитости и бесправности? И даже слова «да боится» не означают однозначный страх. Страх в понимании Священного Писания имеет куда более широкое толкование, нежели в речи современного человека. Мы все помним Псалтирь: «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». (Пс., 110, 10). Здесь страх – это чувство благоговения перед величием Творца (кстати, в оригинальном тексте так и будет, «благоговение»: «Начало мудрости – благоговение перед Господом», дословный перевод с древнееврейского.
А при таком понимании жена не боится своего мужа, но благоговеет перед ним. И коль скоро подобное воплощается в жизни семейной пары, то такая семья нерушима. И никакой мифический кризис ее уже не сломит.