Многорукая мама. Ч.1
Почти 70 дней до встречи с чудом
Вспоминаю негу декретного отпуска - тот маленький кусочек времени в 70 отведенных Трудовым Кодексом РФ дней до предполагаемого рождения ребенка: немного фриланса, чуть-чуть домашних дел, обеденный тихий час, неспешное приготовление ужина, медленная глажка пеленок-распашонок, закупленных к рождению малыша, приятные хлопоты гнездования. И при этом - невероятная свобода, ограниченная разве что твоими новыми габаритами.
Сидишь, бывало, и вдруг ударит в голову: а не пойти ли мне сегодня в любимый университет (который, к слову сказать, я уже окончила пару лет назад)? А то в студенческие времена - прибежишь на факультет вся в мыле, потом снова бежать на работу, с работы - снова в университет, всё в спешке, какое уж тут удовольствие?! А тут - только вдуматься в это! - свобода. Всматриваешься в сетку расписания, ищешь любимых лекторов и вот вплываешь своим 8-9-месячным пузом в студенческую аудиторию. Хорошо! Так моя дочь вместе со мной прослушала (внутриутробно) курс русской философии и занималась изучением языка хинди.
А еще есть концерты (под Бориса Гребенщикова за неделю до родов в животе были устроены настоящие пляски), театры, выставки. А сколько книг было прочитано, фильмов просмотрено. А сколько служб мы с моим пузожителем отстояли: под возгласы дьякона рыбешка в животе радостно трепыхается, под пенье хора словно булькает... Устала - посиди. После причастия - тихо плывешь, как субмарина, радостная удвоенной радостью. Лишь за три дня до родов, переваливаясь уточкой после Соборования Рождественским постом, подумала: кажется, хватит носиться, хватит электричек-метро-троллейбусов (и искушать людей, часто «засыпающих» при виде беременных женщин, стариков и прочих сосудов немощных) и культурно-развлекательно-образовательной программы тоже хватит. Надо тишины - в ожидании чуда.
Получается, но не совсем. Собрать пакеты в роддом, заполнить холодильник едой, чтобы муж не помер с голоду, переделать вагон и маленькую тележку других важных дел. И потом, засекая интервалы между схватками, доверстываешь новогодний номер корпоративного бюллетеня, чтобы не подвести работодателя, и параллельно придерживаешь бортики детской кроватки, собираемой мужем... Оставить номера телефонов, по которым если что, нужно звонить, дать кучу ЦУ и ТЗ... даже пытаться поспать. Ой, мама дорогая - всё, вызывай скорую!
А потом встреча с чудом - красный, сморщенный, орущий комочек у тебя на груди, который ты заочно и необратимо любишь. И всё в жизни становится по-другому - ПОЛНОСТЬЮ и НАВСЕГДА.
Мелкодробное время
Маленький человечек, только что появившийся на свет, кардинально меняет весь уклад жизни семьи. Если папа имеет возможность «сбежать» на работу, то мама, как правило, трудится на своей родительской должности 24 часа в сутки - без выходных, больничных, отгулов, отпусков, сокращенных рабочих дней и праздничных вакаций. Ее время уже больше не ее время - мелкодробное, разрозненное, оно по большей части подчинено младенческим потребностям и желаниям: покормить, переодеть, помыть, поразвлекать, погулять и др. Самые большие отрезки времени - продолжительностью примерно от часа до трех, когда ребенок спит. Хотя помню, что в ночь, когда я впервые проспала 4 часа подряд, я проснулась в холодном поту и диком ужасе, не понимая, где я, кто я, что со мной происходит, почему я так долго сплю, и не случилось ли за это время чего с моим чадом.
Так вот, с ребенком, как правило, нельзя заниматься каким-нибудь делом непрерывно, каким бы важным оно ни было: например, не просыпаясь, спать целую ночь, часами читать книгу, гулять, готовить ужин и т.д. Ребенок постоянно «дергает» своих родителей: то у него пузо болит, то мокрый, то голодный, то замерз, то просто заскучал. Поэтому чем бы вы не занимались: смотрели бы новый фильм, уютно устроившись с супругом на диване (просмотр «Адмирала» мы прерывали четырежды, мультика «Валл-и» - дважды), плескались бы ванной после тяжелого дня или кулинарничали на кухне, нужно быть готовой прервать любое дело, встать и решить все младенческие проблемы.
Как мне кажется, главное в мамском тайм-менеджменте:
во-первых, уметь разделять дела на важные и второстепенные (я быстро поняла, что при нехватке времени лучше накормить мужа пельменями, чем пытаться вылезти из кожи вон, соорудив шикарный ужин из трех блюд, и к вечеру «даровать» семье раздраженную, уставшую и более ни к чему не пригодную жену и мать - и это к началу-то ночной «смены»!).
во-вторых, разделять дела на те, что ты можешь делать, когда ребенок спит (а в первое время хотя бы один раз нужно укладываться спать вместе с ребенком, иначе просто не хватит сил на ночные бдения) и на те, которые можно делать с бодрствующим ребенком (а таких должно быть большинство).
в-третьих, дробить свои дела, умещая их в короткие отрезки (например, утром чистить картошку (о, с какой скоростью я научилась это делать!), в обед ее варить, а вечером жарить к ней котлеты и т.п.).
Когда ребенок бодрствует, можно: готовить еду (возможно, сначала это будут только бутерброды, каши, яичница, полуфабрикаты и др.), кушать (ешь сама, в то же время кормишь ребенка грудью, а по мере взросления и пробуждения пищевого интереса начинаешь подкармливать и взрослой едой), работать за компьютером, проводить влажную уборку, раскладывать по местам вещи, говорить по телефону, поливать цветы, закидывать вещи в стиральную машину и делать кучу других полезных необходимостей. Благо сейчас человечество заново открыло для себя величайший девайс - перевязь, лоскутный держатель или, попросту, слинг. Он позволяет ребенку, постоянно контактирующему с мамой, чувствовать себя комфортно и таким образом спокойно познавать мир, а маме. в свою очередь - заниматься бытом, не обделяя ребенка вниманием (а какая открывается свобода передвижений! Это вам не коляску в троллейбус затаскивать). Хотя кто-то вместе слингов использует «перевалочные» пункты: например, отложить ребенка в шезлонг, автокресло, стульчик для кормления или другое приспособление, чтобы оставаться при этом в поле его видимости и заниматься своим делами. Я поняла, что чем старше ребенок, тем больше дел, которые можно провернуть, когда он бодрствует. Например, с уже сидящим ребенком: ты варишь суп, а ребенок на полу кухни перебирает кастрюли, подбирает к ним крышки, грохочет половниками и дуршлагами. Сейчас моей дочке почти 11 месяцев. Пожалуй, когда она бодрствует, мне тяжело (но нет ничего невозможного) дается только ограниченное число домашних дел - например, мыть полы: дочь, скользя по мокрому полу, пытается залезть в ведро, отобрать у меня тряпку, запихнуть в рот найденные соринки. Или глажка - очень уж шнур от утюга интересен юному первооткрывателю. Значит, эти занятия приходится откладывать на время ребенкиного сна.
Оазис воплощения многих дел - прогулка. В конце концов, бывать на свежем воздухе (хотя кто-то предпочитает укладывать детей первых месяцев жизни спать на балконе, а гулять только время от времени) приходится каждый день, и это время тоже можно использовать по-разному. Можно просто наматывать круги вокруг пруда в парке (что тоже не так уж и плохо: расслабиться, оглядеться, подумать). Можно читать книги, если погода позволяет. Можно слушать музыку в плеере или аудио-книги. Можно общаться с другими мамами. Можно решать по телефону какие-то важные дела или засыпать кого-нибудь смсками. А еще на прогулке можно заглянуть в кучу полезных мест: сдать обувь в ремонт, оплатить коммунальные платежи в банке, зайти в магазин и т.д. Летом я даже умудрялась сидеть во дворе с ноутбуком (через подключенный в квартире вай-фай интернет «долетал» и до дворовой скамейки) и работать, пока дочь спала в коляске.
Кстати, о работе, если вдруг такая имеется на условиях фриланса (вариант с полным рабочим днем я пока для себя не рассматриваю). Как ни крути, работать плодотворно обычно удается, когда ребенок уже уложен на ночной сон - где-то с 22 до полуночи, а то и позже. Злоупотреблять этим, конечно, не стоит, но иногда приходится. Благо при хорошем раскладе всегда можно отоспаться днем с ребенком.
http://modernmom.com/ - фото многорукой мамы
Продолжение следует...