Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 26 сентября
Иван Петрович Павлов родился в Рязани в семье священника. Мальчик воспитывался в семье, семи лет стал обучаться грамоте, но в связи с болезнью только одиннадцати лет стал учиться в Рязанском духовном училище. Отец мечтал, чтобы его старший сын Иван стал бы священником, поэтому после окончания училища Иван Павлов продолжал обучение в Рязанской духовной семинарии. В 1869 г. И.П. Павлов ушел из семинарии и в 1870 г. поступил на естественное отделение Петербургского университета, посвятив свою жизнь физиологии.
В 1875 г. И.П. Павлов окончил университет и поступил на третий курс Военно-медицинской академии. Это решение объяснялось двумя причинами. Во-первых, И.П. Павлов уже в то время мечтал о профессорской должности на кафедре физиологии в одном из вузов, а право на занятие этой должности имели только лица с медицинским образованием. Во-вторых, уже первые научные работы убедили Павлова в том, что физиолог-экспериментатор обязан быть хорошим хирургом.
В 1884 г. Павлов был направлен Академией в двухгодичную командировку за рубеж, во время которой он работал в ведущих физиологических лабораториях мира.
Вернувшись в 1886 г. в Петербург И.П. Павлов начал преподавать физиологию в Академии и продолжил экспериментальные исследования в лаборатории С.П. Боткина, постепенно став практически научным руководителем работ этой лаборатории в области физиологии. Его внимание в эти годы сосредотачивается на физиологии пищеварения.
В 1890 г. Павлов был избран заведующим отделом физиологии во вновь открывшемся Институте экспериментальной медицины. Именно здесь он широко развернул работу по физиологии пищеварения. Павлов вместе с учениками, исходя из единых методологических принципов, подвергли исследованию все органы пищеварения. В течение пяти лет была проделана титаническая работа, в результате которой, по существу, была создана новая наука – физиология пищеварения, были открыты закономерности этого важнейшего для жизни человека процесса.
Первое обобщение полученных результатов было сделано Павловым в его лекциях, прочитанных для врачей в 1895 г. Они произвели громадное впечатление. В 1897 г. «Лекции о работе главных пищеварительных желез» были изданы в Петербурге. В 1898 г. они были переведены на немецкий, в 1901 – французский, в 1902 – английский языки. Таким образом мировая научная общественность узнала о выдающихся достижениях русского ученого. Оценивая эту книгу И.П. Павлова, знаменитый немецкий физиолог Мунк писал: «Со времен Гейденгайна не было еще случая, чтобы один исследователь в течение нескольких лет сделал в физиологии столько открытий, сколько описано в книге Павлова.
В 1904 г. за работы в области физиологии пищеварения И.П. Павлов первым среди физиологов мира и первым среди российских ученых был удостоен Нобелевской премии. Среди массы поздравлений, полученных Павловым в этой связи, особенно дорого было письмо «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, в котором он поздравил лауреата «с блистательным завершением… плодотворной 25-летней деятельности, придавшей яркий блеск русскому имени». Имя И.П. Павлова стало уважаемо и почитаемо среди ученых мира. В Петербург приезжала масса ученых с целью поработать в лабораториях Павлова. Признанием заслуг перед отечественной наукой стало избрание И.П. Павлова в 1907 г. в действительные члены Российской академии.
Нобелевская премия и избрание в Академию наук способствовали росту научного авторитета И.П. Павлова среди русских ученых и давали новые возможности для расширения научных исследований в области физиологии. В эти годы Павлов решает резко расширить границы своих экспериментов и начать исследования в новом для того времени направлении – физиологии высшей нервной деятельности. Постепенно это направление для И.П. Павлова станет основным.
Ученики роптали, не хотели «покидать» всемирно признанное направление науки, где их опыт сулил получение интересных результатов. Но Павлов с присущей ему решительностью и азартом говорил им: «Долой физиологию пищеварения. А вас всех переключу на изучение нервной системы». И Павлов не ошибся и не подвел своих учеников. Новое направление стало успешно развиваться и 1910-1914 гг. были очень плодотворными в развитии павловского учения об условных рефлексах.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война привела к резкому сокращению научных работ в павловских лабораториях – ухудшилось снабжение, многие ученые и сотрудники ушли на фронт. В годы революции положение в лабораториях стало бедственным – не хватало сотрудников, было трудно достать животных для проведения экспериментов, и их нечем было кормить. Кроме того, надвигалась старость. Но Павлов с присущим ему упорством и самоотречением продолжал работать – он оперировал в шубе и шапке при освещении лучиной, развел огород для выращивания корма животным, личным примером поддерживал сотрудников в тяжелейших бытовых условиях.
В это время ученые Америки, Германии, Чехословакии приглашали Павлова, обещая ему прекрасные бытовые условия и полное материальное обеспечение его работ. Однако Павлов остался жить в России, так как он был русским ученым и любил свою страну: «Что ни делаю, – писал он, – постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего, моему Отечеству».
В 1921 г. вышло Постановление Совнаркома о создании особых условий для научной деятельности И.П. Павлова. Научная жизнь в его лабораториях стала оживляться. В 1925 г. в Академии наук был создан Институт физиологии, директором которого Павлов оставался до конца жизни. Размах физиологических исследований в нашей стране достиг невиданных размеров. И.П. Павлов стоял во главе всех этих работ. Всемирное уважение к этому человеку было настолько велико, что на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 г. он был назван «первым физиологом мира» - такого «титула» не был удостоен ни один ученый. Более 120 Академий, университетов и научных обществ избрали И.П. Павлова своим действительным или почетным членом.
Вся жизнь Павлова была отдана науке. Редкие часы отдыха, которые он себе позволял, использовались для посещения театра, концертов и особенно художественных выставок. Павлов любил русских художников-передвижников,, знал и понимал реалистическую живопись, был в близких отношениях с И.Е.Репиным, М.В.Нестеровым, Н.Н.Дубовским и др. В конце жизни он собрал значительную коллекцию картин русских художников.
И.П. Павлов обладал громадным педагогическим талантом. Веселый, доброжелательный, открытый людям, он привлекал их, умел вдохнуть энергию и интерес самым, казалось, апатичным натурам. Эти качества позволили ему создать крупнейшую научную школу в области физиологии.
Несмотря на всемирное признание его заслуг, уважение и даже преклонение перед его талантом, Павлов оставался простым и скромным человеком. Известный английский физик и физиолог А.В. Хилл писал в своих воспоминаниях: «Павлов глубоко любил свою родину и работал для нее. Лучшее, что было в нем, он отдавал своей стране. Почти никто из ученых не пользовался такой известностью. Однако Павлов никогда не стремился к популярности и славе: казалось, он или совершенно не замечал их, или они надоедали ему».
Иван Петрович Павлов ушел из жизни 27 февраля 1936 г. Он навсегда останется в истории одним из столпов русской науки, прославившим наше Отечество. В 1939 г. в книге воспоминаний о И,П. Павлове писатель Г.Уэльс написал: «Труды его являются живым доказательством того, какими колоссальными способностями к научному творчеству обладает русский народ».