Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 27 февраля
Петр Николаевич Нестеров родился в семье военного, преподавателя кадетского корпуса в Нижнем Новгороде. Он был высокоодаренным ребенком – писал стихи, занимался музыкой, пел, хорошо рисовал, владел несколькими языками.
По семейной традиции Нестеров стал офицером-артиллеристом. Однако основным его увлечением была авиация – он проектировал самолеты, разрабатывал тактику воздушного боя, обосновывал перспективность создания военной авиации. В конце концов Нестеров оставил артиллерию и поступил в летную школу, которую окончил в 1912 г.
П.Н. Нестеров изучал теорию полета, рассматривал возможности маневрирования на современных ему самолетах. Он пришел к убеждению, что при соответствующем управлении самолет способен выполнить некоторые считавшиеся невозможными маневры (вираж в вертикальной плоскости, «мертвая петля» и др.). После упорных тренировок Нестеров, наконец, 9 сентября 1913 г. впервые в мире выполнил маневр «мертвая петля» – замкнутый круг в вертикальной плоскости. Этот день считается началом эры высшего пилотажа в авиации. Маневр «мертвая петля» стал называться петлей Нестерова – признанного основоположника техники высшего пилотажа.
С началом Первой мировой войны Нестеров воевал на фронте. В то время самолеты не имели вооружения и использовались, как правило, для разведовательных целей и иногда для целей бомбометания.
В августе 1914 г. в районе, где находился аэродром части, в которой служил Нестеров, начал активную разведку австрийский самолет. Он действовал в течение нескольких дней и грамотно уходил от попыток поразить его с земли. Так как разведка противника в этом районе была крайне нежелательна, командование просило летчиков продумать способы уничтожения этого самолета. По-видимому, Нестеров сразу решился на таран (маневр, который состоит в том, что один самолет врезается в воздухе в другой). Этот маневр давно обдумывался Нестеровым, но был крайне опасен для жизни летчика, который его выполняет.
8 сентября 1914 г. Нестеров совершил свой последний подвиг – таранил самолет противника. В результате удара самолет Нестерова потерял управление и упал на землю, а П.Н. Нестеров погиб, выполнив боевое задание – самолет противника был уничтожен. Так был осуществлен первый в мире воздушный таран, окончившийся трагически для летчика-героя.
Жизнь П.Н. Нестерова, полная романтики и героических поступков, была привлекательна для нашей молодежи 20-30-х годов. Тысячи юношей и девушек шли в летные школы, осваивая одну из самых престижных в те годы профессий.
Быстрый прогресс в авиации и прекрасные машины, переданные на вооружение Советской армии нашими конструкторами, способствовали росту мастерства советских летчиков. Все это привело к тому, что в 30-е годы СССР стал обладателем многих мировых достижений в авиации. Мастерство наших летчиков ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Их безграничная любовь к Родине, ненависть к врагу, отвага и чувство ответственности при выполнении боевого задания создали условия, в которых таран стал обычным элементом воздушного боя, особенно в начале войны, когда немецкая авиация господствовала в небе. Тысячи летчиков совершили воздушный таран, который, благодаря их мастерству, далеко не всегда кончался трагически для летчика. Многие выполняли этот сложный элемент воздушного боя по несколько раз.
Техника высшего пилотажа стала основой современного воздушного боя, что сделало имя П.Н. Нестерова легендарным.