Итальянский взгляд на русскую душу: фильм «Демоны Санкт-Петербурга»
В фильме показаны годы жизни писателя после десятилетней сибирской ссылки.
Режиссер использует биографические факты. Уже немолодой Достоевский, рискуя потерять авторские права в пользу своего издателя Ф. Т. Стелловского, обязан написать роман «Игрок», на что у него не хватает физических сил. Тогда Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.
Фильм перемежается воспоминаниями об известной несостоявшейся казни и последовавшей за нею ссылкой в Сибирь. Тогда Достоевский и другие петрашевцы были приговорены к повешению, (в фильме - к расстрелу, что является расхождением с фактами), но мы понимаем, что режиссёр всегда имеет право на субъективное мнение.
Удивительно точно, глубоко и пронзительно показаны в фильме вера и раскаяние Достоевского. Тонкой нитью идут сквозь весь фильм сны-воспоминания, сны-кошмары писателя.
Например, когда перед расстрелом стоят три государственных преступника и священник подносит им целовать крест, Достоевский, стоя в центре (что, пожалуй, символично, два других «разбойника» соответственно слева и справа) единственный целует крест, а потом покаянно, со слезами на глазах смотрит на храм.
Совершенно потрясающа «лагерная» сцена с Новым Заветом, когда молодой писатель говорит о «сокамерниках»: «Они у меня всё украли, даже Новый Завет...»
А потом на лагерных работах один из простых мужиков, не политических ссыльных, роняет топор в прорубь и в ужасе кидается за ним в ледяную воду. Достоевский и ещё один мужик пытаются вытащить его, с трудом вытаскивают, а под тулупом - Новый Завет...
Это как-то неожиданно глубоко и по-русски болезненно, совершенно нетипично для итальянского кинематографа. Безусловно, тематика обязывает обратиться к истокам, но настолько глубоко почувствовать изнутри - для иностранца это ценно.
Вообще мне показалось, что это был достаточно удачный эксперимент итальянского взгляда на (или даже в) таинственную и болезную русскую душу.
На протяжении фильма Достоевский пытается вразумить молодых, ещё горячих и горящих идеями революционеров из кружка петрашевцев не покушаться на Великого Князя. «Вы не знаете, что это за народ...» - говорит он молодым революционерам, пытаясь объяснить, что ничего, кроме лагеря и загубленной молодой жизни за этим не стоит. На эти слова они цитируют ему строки его же произведений...
Писатель печально отвечает им, что до лагеря он был иным, мыслил по-другому.
Актёры играют, на мой взгляд, мастерски, с надрывом. «А, может быть, они русские?» - спросила меня подруга.
Интересно было пронаблюдать «классическую достоевскость» в итальянском кадре: Петербург конца XIX в., желтый цвет (и весьма символичный, надо сказать, в произведениях писателя), мрачный вечерний пейзаж, отблески фонарей в каналах, набережная Мойки - всё по Достоевскому. Понятно, что режиссёр хорошо изучил не только биографию писателя, но и его произведения.
Подводя итог. Плюсы фильма - продуманный сюжет, хорошая игра актёров, смотрится на одном дыхании.
Минусы - некоторые анахронизмы. «Меня смутили костюмы, - сказала моя подруга, учащаяся на истфаке МГУ, - они как будто немного не по эпохе...» Но это всего лишь атрибуты фильма, всего лишь внешний зрительный ряд, фильм гораздо глубже.
Однако же у зрителя останется нерешенным главный вопрос о сути фильма - так кто же эти демоны Санкт-Петербурга? Молодые революционеры, кошмарные сны и видения, преследующие писателя или что-то другое?
Здесь, пожалуй, можно посоветовать посмотреть этот фильм и составить свое мнение, может вам покажется, что взгляд на русскую действительность исходит со стороны. А может быть, личность Ф.М. Достоевского своей значимостью и величиной объединяет всех, кто задумывается о нравственности и вере? И кто они, эти демоны?