Следы Троицкого певца
О дальнейшем творческом пути художника, нам сообщают два «Жития»: игуменов Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского и Никона. В 1411 году был построен деревянный Троицкий храм, между 1422 и 1427 годами - каменный Троицкий собор. Исходя из этих дат, «Троицу» относят либо к одной, либо к другой дате постройки церкви: большинство исследователей склоняется все-таки к версии создания иконы в 1420-х годах, до смерти игумена лавры в 1427 году.
Пытаясь разобраться в проблемах, касающихся написания «Троицы», возникает один, неразрешенный до сих пор вопрос: был ли Андрей Рублев монахом Троице-Сергиевой лавры? Скорее всего, являясь «чернецом» недавно построенного Спас-Андроникова монастыря, он был специально приглашен Никоном для работы в Лавре. Именно с этим монастырем принято связывать последние годы жизни мастера, помощь Рублева в его благоустройстве, в том числе роспись Спасского собора, дошедшая до нас лишь немногочисленными фрагментами.
Несмотря на обилие упоминаний художника в древнерусских письменных источниках, осталось лишь небольшое количество тех свидетельств, благодаря которым мы можем достоверно сказать, что тот или иной памятник принадлежит кисти Андрея Рублева. Мы абсолютно точно знаем, что средневековый живописец являлся автором «Троицы», хотя он был назван таковым лишь в середине XVI века, когда впервые была упомянута сама икона. Знаем и то, что он вместе с «дружинами» различного состава людей расписал (в том числе иконостасы) Благовещенский собор Московского Кремля и Успенский собор во Владимире. Если быть беспристрастными, в число «рублевских» икон не стоит включать ни Звенигородский чин, ни росписи Успенского собора в Звенигороде, ни многие другие известные памятники искусства. Однако небеспочвенными являются рассуждения историков искусства о том, что никому другому, кроме как «Рублеву письму», упомянутые произведения не могли принадлежать, поскольку в них, в особенности в иконах Звенигородского чина, присутствует то духовное и философское начало, которое выделяло искусство и личность Андрея Рублева среди русских иконописцев XV столетия.
Все остальные догадки относительно других памятников, приписываемых Рублеву, есть в большой степени вымышленные авторские гипотезы. Так что фигура прославленного русского иконописца остается и сегодня во многом легендарной, а его творческий путь -додуманным исследователями.