Святые жены и их почитание в России: пять образов с выставки в музее Андрея Рублева

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве проходит выставка «Святые жены», на которой можно увидеть иконописные образы, скульптуру и графику, созданные в период с XV по XX века и посвященные женщинам-христианкам, прославленным в разных чинах святости. В День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рассказываем о пяти иконах, представленных на выставке, – в том числе о редком образе святого женского семейства, выполненном карельскими мастерами в начале XIX века.

На выставке «Святые жены», которая продлится до 19 ноября, можно найти свою тезоименную святую, увидеть иконописные образы прошлых столетий, фрески, деревянные скульптуры, произведения мелкой пластики и графики. Экспозиция рассказывает о разных типах женской святости: о мученицах, диакониссах, праведных и равноапостольных женах, преподобных, блаженных и благоверных девах, а также о традициях их почитания. 

В основе собрания – произведения  XV–начала XX веков, предоставленные для выставки Третьяковской галереей, Сергиево-Посадским музеем-заповедником, музеем Московской православной духовной академии «Церковно-археологический кабинет», музеем-заповедником «Коломенское» и частными коллекционерами.

Особенно интересными представляются единоличные образы и житийные иконы восьми святых жен, издревле почитаемых на Руси: равноапостольной княгини Ольги, мученицы Татианы, покровительницы студенчества, мученицы Анастасии Римской, мучениц Веры, Надежды, Любови и материи их Софии, великомученицы Екатерины. 

Княгиня Ольга – первая русская святая

Икона «Ольга Роду Русских Владычица», 1830-е годы. Собрание Государственной Третьяковской галереи.

Княгиня Ольга, в крещении Елена – первая из правителей Древней Руси, принявшая христианство. В «Повести временных лет» монах Нестор пишет, что она «сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». Княгиня почитается как равноапостольная святая: после крещения она заложила зерна христианской веры на Руси, стала бороться с язычеством: при ней было разрушено капище в Киеве; в Новгороде и Пскове вместо идолов начали ставить кресты как символ христианской веры, в которую постепенно обращались язычники. 

Икона «Ольга Роду Русских Владычица», представленная на выставке, написана в 1830-х годах и представляет собой редкий тип образа, который восходит к нидерландской картине XVI века, изображающей святую Марию Магдалину. Этот непривычный для православной традиции иконописания лик сделан в европейской манере по моде тех времен. Выставленный в музее образец считается списком произведения, находившегося во владении князей Белосельских-Белозерских.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Житийная икона святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, первая половина XIX века, Выг. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Вера, Надежда, Любовь и их мать София – мученицы, подвергшиеся страшным пыткам при императоре Адриане во II веке. Овдовевшая София воспитала своих дочерей в благочестии и любви к Богу. Узнавший о христианках наместник Антиох рассказал о них императору. Адриан сказал, что помилует мать с дочерьми, если те принесут жертву языческой богине Диане, но в своей вере они были непреклонны. Девочки были совсем юны: Вере – 12, Надежде – 10, а Любови, самой младшей из сестер, было всего девять лет. Дев подвергли страшным мукам: их жгли на железных решетках, клали в печь и горячую смолу, но их вера была сильнее мучений. Дочери Софии были обезглавлены, она же по разрешению императора забрала их тела и похоронила. Не отходя от места упокоения дочерей, София испустила дух через три дня. 

Икона с выставки датируется первой половиной XIX века и происходит из Выго–Лексинского общежительства – центра иконописания, сформированного в Карелии старообрядцами в конце XVIII–первой половине XIX веков. Иконы из этих мест очень ценятся и довольно редко встречаются даже в крупных собраниях. Они имеют тонкую проработку тканей и деталей, лики святых очень светлые. Это икона, как и две предыдущие, тоже житийная, но представляет более традиционный вариант: клейма – отдельные эпизоды жития – располагаются на полях иконы.

Мученица Татиана

Мученицы Татиана и Параскева, ок. 1747 года, Москва. Собрание Музея имени Андрея Рублева. 

Мученица Татиана пострадала во времена христианских гонений в Римской империи. Она воспитывалась в христианской семье, ее отец трижды избирался консулом. Когда она стала совершеннолетней, решила не вступать в брак. Узнавшие о ее вероисповедании язычники повели ее поклониться Аполлону. Святую оставили в святилище на три дня, по их истечении язычники нашли живую Татиану и разбитую статую божества. После этого девушка и ее отец были приговорены к казни через отсечение головы.

Почитание мученицы Татианы на Руси в древности не было широким, поэтому икон с ее изображением известно мало. Популярность святой стала расти в XVII веке, поскольку имя святой носила любимая сестра царя Алексея Михайловича царевна Татьяна, бывшая при царском дворе очень влиятельной фигурой. 

Икона с выставки была создана в Москве в 1747 году и показывает высокое мастерство создателей: живопись соответствует моде своего времени и отражает влияние стиля барокко. Вместе с образом сохранился серебряный оклад, созданный одновременно  с иконой. На этом редком изображении святая мученица Татьяна стоит рядом с великомученицей Параскевой Иконийской, ассоциируемой с днем недели Пятницей; в Древней Руси она считалась покровительницей торговли. Очевидно, это были патрональные святые двух женщин одной семьи, заказавшей икону.

Мученица Анастасия Римская

 Преподобномученица Анастасия Римлянка, вторая половина XVIII века.

Анастасия Римлянка осиротела в три года и стала воспитываться христианской общиной. В возрасте 21 года многие знатные патриции просили ее руки, ведь она была очень красива, но девушка отказывала им, считая, что должна остаться невестой Христовой. На предложение римского военачальника Прова поклониться языческим идолам и получить спасение от смерти, Анастасия отказалась и приняла тяжкие мучения.

На иконе второй половины XVIII века преподобномученица изображена со страстями по сторонам и текстом жития на полях – они обрамляют центральную часть, в которой помещается образ святой. 

Новомученица Анастасия Николаевна, дочь императора Николая II, носила имя этой святой. В память дня рождения великой княжны в Сергиево-Пантелеимоновском Братстве хоругвеносцев была возведена церковь во имя святой Анастасии Римлянки.

Великомученица Екатерина

Великомученица Екатерина, первая половина XVIII века. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Великомученица Екатерина жила в III веке и пострадала от христианских гонений в эпоху римского императора Максимилиана. Она изучала языческие труды и медицину, владела ораторским мастерством и знала множество языков. В момент, когда император Максимилиан приносил жертву языческим богам, Екатерина пришла в храм и стала проповедовать истинную веру. Он, пораженный красотой девушки, пытался сделать все, чтобы она отказалась от христианства. Екатерина выиграла в диспуте, где состязалась с философами-язычниками, которые должны были переубедить ее. Она обратила в христианство жену императора и ее слуг. После этого великомученицу подвергли пыткам. Казнили ее отсечением головы, и, как написано в житии, из ран на ее теле текла не кровь, а молоко. 

Икона, представленная на выставке, была написана во второй половине XVIII века в классической манере – темперными красками на дереве, несмотря на то, что в это время в России стали появляется масляные краски из Европы. Это икона с житийным циклом святой, она выполнена в светло-зеленых оттенках и показывает сложное, богатое украшение одежд святой Екатерины. Иконописец наследует традициям художников Оружейной палаты XVII века.

Императрица Екатерина II была крещена под именем этой святой, и во второй половине XVIII века строились многие церкви с посвящением святой Екатерине. Имя стало популярно, и в честь великомученицы крестили большое количество девочек.

***

В дни работы выставки гостям музея предлагается посетить групповую или индивидуальную экскурсию, принять участие в творческих мастер-классах, послушать лекции и концерт классической музыки, организованные в рамках культурно-просветительской программы мероприятия. Также в группе музея во «Вконтакте» можно присоединиться к онлайн-экскурсии по выставке, которая проходит каждый четверг в 17.00.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале