Церковь - институт человеческий, дом Божий: третья конференция, посвященная наследию митрополита Антония
«Сердцевиной свидетельства Западу о Православии, ставшего центральным моментом духовной культуры Русского Зарубежья, является эклезиология - то, что Церковь осознает себя именно Церковью, а не просто раздробленной кучкой православных людей в западном мире. Неслучайно именно эклизиологическим вопросам и посвящена наша конференция», - сказал в своем выступлении на открытии мероприятия директор Дома Русского Зарубежья Виктор Москвин. Он отметил, что эта тема является одной из центральных в наследии митрополита Антония, чья мысль была направлена на осознание сущности природы свидетельства Церкви.
Личность владыки Антония стала предметом выступления протодиакона Петра Скорера, приехавшего на конференцию из Эксетера (Великобритания). Отец Петр попытался проанализировать духовный и жизненный путь владыки Антония, разделив его на несколько этапов. Круг своих исследований он обрисовал так: «Во-первых, митрополит Антоний как отдельная личность, как человек, и как член своей семьи, во-вторых, как молодой приходской священник, и в-третьих, как епархиальный архиерей». Отец Петр много лет тесно общался с владыкой, личные наблюдения сделали его доклад глубоким и интересным.
Текст своего доклада протоиерей Иоанн Ли (Лондон, Великобритания) начал со слов: «Хочу надеяться, что это выступление - последнее. Когда в сердце живет память о том, кто очень дорог, мы стремимся уберечь ее; а за частыми разговорами порой появляется чувство, что эта память блекнет».
Отец Иоанн по состоянию здоровья не смог приехать в Москву, его доклад зачитал настоятель храма свв. Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов, ведущий первой сессии конференции. Отец Иоанн Ли общался с владыкой Антонием много лет подряд: «Когда Владыка решил, что меня следует рукоположить, мы стали встречаться еженедельно по утрам в пятницу, после моего ночного дежурства. Я работал в больнице, и хотя сильно уставал, и мне хотелось попасть домой и лечь спать, я очень ожидал этих бесед, и он ни разу не отменил встречу».
Владыка Антоний хорошо понимал, что человеческая составляющая Церкви очень важна, и зависит, в том числе, от личностных качеств людей, которые ее созидают, и от способности пастыря найти к ним подход. Вот что рассказал об этом отец Иоанн Ли: «Я считаю, что одним из важнейших даров митрополита Антония была его интуитивная способность встретить человека там, где он есть, а не на том уровне, где, по его мнению, он должен быть. Не удивительно, что, когда однажды он проповедовал на улицах Оксфорда, к нему подошел молодой человек и сказал: «Эй, послушай, ведь ты такой же хиппи, как мы!» Владыка остался очень доволен». По словам отца Ли, подлинная сила владыки Антония «заключалась в том, что он был из тех, кто легко умеет подняться над текущим состоянием дел, над ситуацией, - беда, что мало кто способен последовать за ним! Одна из причин того, что многие не находят в Церкви реальной помощи, - люди сами по себе чужды Церкви всем образом жизни, даже на таком простом уровне как язык. Когда человек только что описал свою жизнь словом «хреново», а вы говорите ему про молитву, в ответ можно ожидать только недоуменный взгляд».
В своих воспоминаниях отец Иоанн Ли процитировал слова владыки Антония, в которых он просил «предоставить богословие богословам», потому что «они, по всей видимости, единственные, кому богословие действительно необходимо». Но даже отец Иоанн считает, что это вряд ли было сказано всерьез. То, что богословие - вещь насущная и необходимая, подтвердилось в первый же день конференции.
«Человек и Богочеловеческое общество» - такова была тема выступления протоиерея Владимира Архипова, клирика храма Сретения Господня в Новой деревне. И хотя отец Владимир посетовал на невозможность сказать что-то новое по теме, на которую в течение двух тысячелетий «написано и сказано предостаточно, в том числе людьми святыми, богословами, отцами Церкви», тем не менее, выступающему удалось увлечь аудиторию. Участники конференции не только слушали докладчика с живейшим интересом, но и долго не отпускали его, задавая вопросы.
«Богословская позиция давно известна - Церковь создана по сути своей Богочеловеческим обществом, и не может быть иной, таков замысел Божий. Более того, первоначально человеческое общество было задумано как общество Богочеловеческое». С тех пор, как человечество «объявило о своей автономии», возникло общество человеческое, но память о замысле Божьем в людях сильна до сих пор. Но потому и терпят крах все человеческие попытки построить идеальное общество, что без Бога такое общество невозможно. Без Него любовь превращается в абстрактный мертвый гуманизм, а вся забота об общем благе сводится, в конце концов, к идее уничтожить половину человечества, а оставшуюся лишить образа Божьего. «Бог не отменил Своего плана о Богочеловеческом обществе, но путь к нему стал иным и для Самого Творца и для человека», - сказал в своем выступлении отец Владимир. Богочеловеческое общество стало «малым остатком», «солью земли», его цель - быть Его живым Телом в мире, оставаясь «не от мира сего». Создание такого народа и стало задачей Церкви, которую основал Христос. Его неизменное и реальное в ней присутствие делает Церковь, по словам митрополита Антония, тем «таинственным Богочеловеческим обществом, которое постепенно вырастает в меру своего призвания». Но параллельно с Богочеловеческим обществом существует и человеческое, которое пытается созидать все вокруг, в том числе и Церковь в меру своего человеческого разумения, забывая о том, что глава Церкви - Христос, используя Его как средство, а не как цель. «Если воспринимать Бога только как средство благоустройства личной и общественной жизни, человек окажется с пустой разочарованной душой и с пустыми руками», - заметил отец Владимир. При попытке использовать Церковь как инструмент для достижения земных целей, объединить в нее все человечество, из Церкви уходит Господь, так же Он уходил от народа, который хотел сделать Его царем.
По словам отца Владимира Архипова, избранничество совершается, как личное таинство, а не как массовый гипноз. Частью организма Церкви становится каждый, ответивший на Его зов. Так должен рождаться каждый христианин - как личность, совершившая свой выбор - идти за Христом. Христос пронизывает Собой всех, пожелавших ответить Ему «да», вне зависимости от места жительства, исторического времени, иерархического положения.
Но в реальности часто происходит иначе - сначала человек принимает крещение «на случай подстраховки при жизни, и право быть отпетым», и только потом, если будет желание и время, задумывается о том, что это значит. Отец Владимир сравнил такие отношения человека с Богом с «подобием вынужденного, по разным мотивациям, брака по расчету». Говорил отец Владимир и об опасности, которая угрожает тем, кто становится «профессионалами веры», когда Таинство превращается для них в часть воскресного обихода, о том, что человека, который входит в ограду Церкви, даже после катехизации и воцерковления, поджидает много коварных сюрпризов, один из них- привыкание к тому, к чему нельзя привыкать.
«В итоге хочется спросить самого себя: каким же должен быть человек Церкви, чтобы в нем жила вся ее полнота? Есть ли польза от Богочеловеческого общества всему остальному миру, не включенному в него, не видящего в нем смысла, агрессивного к нему или даже не подозревающего о его существовании? Если в мире существует как минимум два общества - человеческое и Богочеловеческое, то какие между ними необходимы, допустимы и недопустимы отношения? Наконец, почему так многочисленны печальные и трагичные плоды их взаимоотношений?», - такими вопросами завершил свой доклад отец Владимир. Возникли вопросы и у слушателей.
Молодой человек из зала сформулировал проблему предельно лаконично:
- Как говорить о Христе с нецерковными людьми? Ведь крест, уготованный каждому христианину, в перспективе «приманка», прямо скажем, неважная. В Церкви не раздают конфеты, но как объяснить, что то, что человек получит в итоге, гораздо больше любой конфеты? Ведь христианство требует от него выполнения множества конкретных правил, а то, что он получит взамен, кажется нереальным и далеким? Что же получит человек, пришедший в Церковь?
- Наверное, стоит ему сказать, что он получит самого себя, настоящего, - ответил отец Владимир.
Участники обсудили самые насущные богословские вопросы в дискуссионных группах - такая форма общения на этом мероприятии была предложена впервые. Каждый сам выбрал себе группу.
«Может ли еще молиться современный человек?» - на этот вопрос пытались ответить под руководством настоятеля подворья Данилова монастыря в Подмосковье игумена Петра (Мещеринова). Протоиерей Владимир Архипов возглавил группу «Единство и разделение». Вопросам здоровья, психического и душевного, были посвящены группы: «Духовное совладание», «Вера и болезнь: психиатрические и психотерапевтические аспекты», «Церковная ограда и современная медицина», ведущим этих групп были соответственно: доктор психологических наук Федор Ефимович Василюк, кандидат медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии МГППУ Борис Аркадьевич Воскресенский и настоятель храма св. вмч. Димитрия Солунского в д. Дуброво Московской области, врач-хирург Троицкой городской больницы священник Михаил Геронимус.
Социальную тематику исследовала группа «Встреча с человеком. Практический опыт работы с последствиями социального сиротства» под руководством директора «Родительского центра «Подсолнух», психолога Елены Сухоруковой. Тему «Пережить горе» обсуждала с участниками конференции Фредерика де Грааф, сотрудник первого Московского хосписа. В группе протодиакона Петра Скорера обсуждали воспитание детей в Церкви. Работу конференции подытожил круглый стол «Церковь, в которую мы верим, и Церковь, в которой мы живем». По сложившейся традиции директор Дома Русского Зарубежья Виктор Москвин пригласил провести следующую конференцию снова в тех же стенах.
Пожалуй, ценным событием конференции стал не только состав участников, но и возможность живого общения. В докладах участников было много сказано о качествах, которые владыка Антоний ценил в людях, и о том, что привлекало людей в нем самом. Тем, кто пришел на это мероприятие, представилась удивительная возможность - попытаться воссоздать портрет пастыря, угадывая черты его личности в членах его прихода, которые общались с ним и учились у него долгие годы. Видеть этих людей собравшихся в одном месте - возможность уникальная. Для автора этой статьи знакомство с владыкой Антонием началось не только с его книг, но и с общения с его духовной дочерью Фредерикой де Грааф, у которой ему когда-то посчастливилось взять интервью.