Вечный огонь в экономической системе
Сама коллизия следующая. В конце сентября Открытое акционерное общество «Приморский газ» прекратило подачу газа к Вечному огню мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота». Тихоокеанский флот, на балансе которого находился данный памятник, не смог вовремя оплатить счета на 87 тысяч рублей. Нет денег, нет и поставки товара. Люди возмутились. Скандал дошёл до Президента, и Дмитрий Медведев вмешался. 4 октября он поручил властям Приморья разобраться и наказать виновных. РИА Новости приводит его слова:
« Мы живем в период, когда все решения должны быть экономически мотивированными, но не должно быть аморальных решений». «Я понимаю, когда коммунальные структуры выключают газ в случаях, когда наблюдаются хронические неплатежи, но абсолютно неприемлема ситуация, когда за неуплату нескольких счетов, в которой еще надо разобраться, отключают Вечный огонь».
6 октября во Владивостоке состоялось оперативное совещание под руководством первого заместителя председателя правительства Виктора Шувалова, на котором первые виновники в происшедшем были отправлены в отставку. Пострадали главный инженер ОАО «Приморский газ» и начальник отдела обслуживания памятников Владивостокского филиала ОАО «Славянка» (эта организация управляет недвижимостью Министерства обороны). Памятник в ближайшее время передадут на баланс города (у флота в бюджете просто не предусмотрены деньги на оплату этого газа). Вечный огонь вновь зажгли.
Обещают, что в ОАО «Приморский газ» будут ещё отставки. Задержка вызвана формальной необходимостью провести собрание акционеров, это же ведь акционерное общество…
И вот тут мы подходим к сути проблемы. В мире акционерных обществ не принято что-либо делать просто так, без коммерческого интереса. Мы же хотим, чтобы люди оставались людьми, несмотря на то, что они являются субъектами рыночных отношений.
Президент разгневался на местных ревнителей прибыли, позволивших себе пренебречь исторической памятью. А собственно говоря, почему эти люди должны были вести себя иначе? Что в нашем общественном сознании сегодня стоит выше прибыли?
Везде и всюду нас приучают к экономическому мышлению. Нас учат привлекать инвестиции и заботиться об эффективности вложенных средств. В этих координатах нет ничего, кроме рублей (или долларов) – ни людей, ни каких-либо ценностей, не измеримых в деньгах. Экономический человек не может обойти вопрос: кто заплатит по счёту в 87 тысяч рублей? У него нет такой статьи для списания убытков, как историческая память. И для него это – именно убытки. Потому что есть ведь и ещё один вопрос, который озвучивать не принято, поскольку пока ещё он выглядит аморальным: как мне вернуть с прибылью эти 87 тысяч рублей, потраченных на историческую память? Если никак не вернуть, то вот вами убытки…
И тут ему говорят – ты плохой менеджер. Ты допустил ситуацию, когда тебе нечем возместить эти выпадающие деньги. Был бы ты хорошим менеджером, ты бы придумал, как с помощью исторической памяти можно зарабатывать. Мемориальный комплекс надо включить в более общий контекст, рассматривать его как часть туристического кластера региона, и тогда проблем с окупаемостью Вечного огня не будет…
Вот в какой культурной парадигме мы сейчас все находимся. В условиях, когда наивысшей политической ценностью являются деньги, все остальные ценности пересчитываются на деньги или отбрасываются. Политики всех мастей говорят, прежде всего, об экономике, бюджете, валовом доходе государства и доходах частных лиц. Всё остальное выглядит второстепенным. Так стоит ли удивляться, когда такой подход приносит свои плоды? Если кто-то в России до сих пор вкладывает душу, силы и сердце в то, что не приносит прямого дохода, то этот человек – явно не от мира сего. Он выпадает из мейнстрима. Не он задаёт тон в публичном пространстве, не он является героем современной эпохи.
И в то же время в каждом из нас время от времени рождается неудобное ощущение, что экономический человек – это не совсем человек. Или даже – совсем не человек, поскольку в нём не обнаруживается ни души, ни сердца. И нам не хочется полностью превращаться в экономического человека. Поэтому мы так остро реагируем на самые одиозные случаи, вроде этой истории с Вечным огнём. Мы этим говорим самим себе – нет, мы ещё всё-таки люди, мы дрожим нашим прошлым, мы дорожим нашими героями, мы ценим человеческую способность пойти против собственной выгоды, например, душу положить за други своя .
Но устройство общества таково, что насаждается именно экономический человек. И мы даже не замечаем, как мало-помалу последовательное применение экономической парадигмы перестраивает всю нашу жизнь. Так, например, российская армия всё в большей степени будет комплектоваться контрактниками, которые станут нести основную нагрузку по защите страны. Планируется, что число контрактников будет увеличено вдвое. Это означает, что государство осознаёт: обычный гражданин не может быть полноценным защитником Родины. Прежде всего, потому, что у него нет к этому мотивации. Нет тех ценностей, служение которым требовало бы от него достойного поведения и самодисциплины. Без этой мотивации армия по призыву превращается в постоянный источник проблем, которые не удалось решить даже с помощью сокращения срока службы. Дедовщина никуда не делась. И вот включается механизм денежного вознаграждения. В отсутствие иных ценностей общество опять прибегает к деньгам. Проверенный ход. И даже не хочется спрашивать, как будут тарифицировать подвиг, когда он потребуется…
Нам надо научиться ценить то, что пока ещё не впитано и не переработано экономической парадигмой. Тем более, этого осталось так мало…