В Татьянинском храме выступит руководитель поискового отряда МГУ
Великая Отечественная война закончилась 77 лет назад, но до сих пор многие её участники не похоронены, а их тела не найдены. Как трудятся поисковые группы в местах сражений? В чём специфика их деятельности? Какие результаты достигнуты за последние годы?
Об этом на примере работ на месте боёв 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, в рядах которой сражались студенты и преподаватели МГУ, расскажет военный археолог Игорь Николаевич Находкин. Много лет он руководит поисковым отрядом Московского университета.
* * *
2 июля 1941 года в Советском Союзе началось создание народного ополчения. В Москве мобилизация и формирование частей проводилось по районам города, поэтому дивизии носили их названия: 6-я Дзержинская, 21-я Киевская... МГУ располагался на территории Краснопресненского района, в котором находились также машиностроительный завод «Красная Пресня», текстильный комбинат «Трёхгорная мануфактура», Московская консерватория, Юридический институт. Записывали и временно расселяли добровольцев этих организаций по районным школам и клубам.
К исходу первой декады июля в Краснопресненской дивизии числились 5334 человека. Из 1065 студентов и сотрудников МГУ был полностью укомплектован её политсостав и сформирован 975-й артиллерийский полк. Командиром дивизии был назначен профессиональный военный, участник Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер Д.П. Скрипников.
Приказом командующего Московского военного округа от 9 июля 1941 г. все дивизии народного ополчения были выведены в лагеря. Полки Краснопресненской дивизии разместились в подмосковном лесу в районе деревень Николо-Урюпино и Бузланово. С середины лета и до начала октября бойцы участвовали в строительстве сооружений Можайской линии обороны, которая по замыслу Ставки Верховного Главнокомандования, должна была прикрывать волоколамское, можайское, малоярославецкое, а в последующем и калужское направления – важнейшие подступы к столице.
После прорыва немцами этой линии и началом операции «Тайфун» (30 сентября) 8-я дивизия была переведена в Смоленскую область восточнее Ельни. Здесь 7500 её бойцов навечно вписали свои жизни в Битву за Москву. На подходе к заданным рубежам, в ночь на 4-е октября, подразделения дивизии неожиданно для себя столкнулись с немцами. Командованию не было известно, что противостоять придется 20-му армейскому корпусу вермахта, поддерживаемого 30 танками. Каждая же немецкая пехотная дивизия имела в среднем по 15 тыс. человек.
В первый день боя были ранены 1200 ополченцев. В деревне Уварово погиб комбриг Д.П. Скрипников. 5 октября дивизия потеряла более половины личного состава, 6 октября – отрезана от основных сил, 7 октября – уничтожена как регулярное воинское формирование.
Тех, кто не был убит, ждал тяжелейший выход из окружения, и, возможно, немецкий плен, ставивший целью уничтожение живой силы СССР. Пересыльный Рославльский лагерь военнопленных Дулаг №130 был ближайшим к месту боёв 8-й дивизии. К концу декабря 1941 г. в нём содержалось около 100 тыс. пленных. Многие попавшие туда числятся пропавшими без вести. Погибли Н.Б. Веденисов и Н.Ф. Флоря, подняли восстание и бежали К.А. Воскресенский и А.И. Савилов, а Н.А. Гладков стал «добровольным помощником германского вермахта», работая переводчиком.
Сражаясь, дивизия жила только два дня. Однако гибель её не была напрасной. Маршал Г.К. Жуков писал: «Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, дравшиеся в окружении в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для обороны на Можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, принесённые войсками окружённой группировки, оказались не напрасными».
* * *
Выступление состоится в рамках цикла лекций преподавателей МГУ. Начало — в 19:00. Вход свободный.
Приходите сами и приводите своих друзей!
И, пожалуйста, соблюдайте необходимые санитарные меры, установленные в городе Москве, а также воздержитесь от посещения лекции, если у вас температура и признаки респираторной инфекции.