Архиепископ Панетелеимон (Кутовой): "В поисках золотой середины"
- Владыка, Вы недавно на Орловской кафедре. Какие главные задачи Вы видите сейчас в жизни епархии? Что, по Вашему мнению, является приоритетом?
Архиепископ Пантелеимон: Наверное, остается приоритетом то, что было задачей и раньше, то, что наметил Святейший патриарх Кирилл. Это, конечно, просвещение нашего народа и в первую очередь молодежи. Потому что наша брань, как говорит апостол, «не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». А молодое поколение увлечено духами злобы поднебесной. Ему предоставлены - и им приняты - все удовольствия греха, все «удовольствия» погибели, духовной смерти и отпадения от Господа. На дискотеках и в молодежных клубах рассуждают не о спасении души, не на богословские темы... Да, верующая молодежь - и православная, и других конфессий и религий - составляет исключение. Но вся огромная молодежная среда охвачена делом самоуничтожения. Это и наркотики, и пьянство, и распущенность, и безнравственность, и оккультизм, который нельзя сбрасывать со счетов, и борьба со Христом, даже не с атеистических позиций, а с каких-то собственных. Актуальна и опасность, связанная с лжедуховными ценностями. К сожалению, она есть и в Орловской области. Я имею в виду не христианские общины иных деноминаций и даже не околохристианские секты, а прежде всего те «суперсовременные» религиозные течения, которыми, к сожалению, увлекается и наша молодёжь, и взрослое население. Здесь же и ненужная политическая увлеченность непонятными партиями, которые не от Бога, а от неприязни. Вспоминаю слова покойного ныне владыки Антония Сурожского: легче свидетельствовать о вере атеисту, нежели человеку, создавшему для себя какую-то духовную, религиозную, философскую или мистическую платформу, которую он уже принял и считает за критерий истины, считает своей ценностью; это практически необратимый процесс. И кто-то должен говорить всем этим людям слова о том, что Господь их любит и ждет. Надеяться на свои человеческие силы - священнические, епископские и даже всего Синода - здесь бесполезно. Церковь всегда говорит: «Изволися Духу Святому». Господь - величайший помощник.
И, конечно, сразу встает вторая проблема - определенная пассивность нашей паствы в деле проповеди. Но это обосновано нашим построением духовной жизни, направленным к личному спасению. Оценивая свою жизнь каждый вечер и каждое утро, люди приходят к мысли, что в определенной степени волю Божию не изменить.
В то же время сейчас, видимо, нам пора всем православным миром идти к нашим детям, к нашим младшим братьям и сестрам погибающим, и говорить им о Христе, как понимает Его наша народная православная мудрость, накопившаяся за тысячелетие православного христианства на святой русской земле. Храмы здесь возникали не по желанию правящего архиерея, или святейшего синода, или патриарха. Нет, они возникли по желанию сердец людских, значит, людям эти храмы нужны. И сейчас они их поднимают! Нет ни денег, ни сил - ничего. Но собирается небольшая группа, и она становится духовной силой, которая просвещает.
Но, конечно, ещё много остается невежества от атеистических времён, от той системы, которая была в нашем государстве. Да, время врачует. Дух Святый никогда не накладывает пластырь, отодрав старую рану с кровью. Он врачует так, чтобы как можно меньше было шрамов. Этого исцеления мы, наверное, ещё не достигли. Но Дух Святый действует через священнослужителей, через народ Божий, и в руках Церкви - не медлить, а помогать Ему всячески просвещать людей.
Нужно противостоять разделению народа, в том числе и политическим разделениям, которые, конечно, будут. Слишком маленький период прошёл после сложного времени атеизма и той формы жизни, которая была принята в нашем государстве. Мы жили 70 лет в других условиях, и лишь 20 с лишним лет как пришла эта свобода. Поэтому здесь медлить нельзя; нужно сплочение, и я вижу, как много работы в Орловской области. Православным людям нужно это осознать и сплотиться вокруг Церкви, вокруг своих священников, вокруг архиереев, вокруг патриарха. Вокруг Истины евангельской. Тогда выиграет общество в России. Ну а Церковь - она всегда выиграет тем, что будет дан определенный духовный бой духам злобы поднебесной.
- Владыка, Вы сказали сейчас, что требуется усилие всех верующих, не только епископов, священников, но и всех мирян. Но для этого же нужно какое-то духовное просвещение людей, чтобы вера была укреплена, обретена человеком. Ведь мы же знаем, что это не одномоментный процесс, здесь требуется научение, духовная поддержка, ученичество какое-то.
Архиепископ Пантелеимон: Церковь наша - и Русская, и вся вселенская церковь - никогда не оставляла эту задачу просвещения. «Идите и научите все народы». Просветите Светом Христовым. Верующие от самого богослужения православного получают укрепление, получают Дух Святой. И многие активно (и даже, бывает, не по разуму активно) начинают просвещать. Но на протяжении истории Господь откроет, где ошибки, а где истина. Сейчас приходы и в Орловской области, и, думаю, во всей Русской церкви уже меняются. И само пастырство меняется, появляются новые священники. Задача просвещения постоянно выполняется. Только нельзя всё форсировать, чтобы это не превратилось в какую-то кампанейщину духовную, не дай Бог. Это же всё извращение веры. Это просто должно быть потребностью каждого человека - утром встать и спросить своего соседа: «А ты почему не веруешь во Христа?» или «А ты знаешь, что есть Христос?», сказать: «Пойдём со мной в храм».
Сказать, что наши верующие неграмотные, нельзя. Все читают Евангелие, все знают Библию. Любая наша старушка может поставить в тупик даже, казалось бы, самого просвещённого верующего христианина другой конфессии, другой религии. В этом я убедился сам. В этом плане, конечно, наш народ просвещён. Может быть, нам не хватает некой активности, смелости, но она придёт.
Ведь у нас, православных, самая глубокая надежда на Бога, и в этом я вижу глубокую веру нашего народа. Люди полагаются на Него в беде и счастье: «Господь поможет». Они делают что-то - «Господь поможет». Вот это самое главное: не потерять веру и надежду на силу Божью, которую Он даёт. И в этом плане я спокоен. Но когда человек говорит: «Я пойду, я сделаю», тогда он подменяет собой Бога.
Конечно, нужно искать новые формы проповеди, и в то же время не протестантские, не «неохристианские». Они должны быть традиционно православными. Православие, как я считаю, - это соль земли, соль христианства. Это неизменная и неискаженная вера евангельская во Христа и вместе со Христом.
Наш народ это тонко чувствует. Может быть, поэтому он так осторожно относится к нововведениям в богослужении и даже в изобразительном искусстве в церкви и в языке.
Самое главное, что знаменитый лозунг «не навреди» подходит и в духовном деле. Важно не навредить духовно людям. Подчас мы делаем какие-то дела, кажется, административно всё правильно делаешь, а получается вред. Значит, нужно действительно семь раз отмерить и сто раз поднять руку, чтобы отрезать. Либо опять её опустить.
Одна из серьезных проблем - огромная нагрузка на священнослужителей, они просто как люди устают. Надо идти на молодёжные дискотеки, надо идти в молодёжные клубы, к наркоманам. Но священники действительно много работают и иногда сталкиваются даже с атмосферой человеческой злобы. Не все люди идут к священнику с любовью, есть те, кто много требует, но мало духовной силы даёт. И сейчас, когда все считают материальное, нельзя не сказать о том, что самые нищие у нас - это часто священники Русской православной церкви. Все машины, какие у них есть, либо спонсоры подарили, либо как-то сами они купили, потому что нужно дойти до человека, особенно в сельской местности, чтобы ему помочь (пешком не дойдешь, на велосипеде не доедешь). А войдешь к ним в дом, посмотришь - там нет ничего такого, что можно было бы назвать ценным, обыкновенная, даже бедняцкая мебель. И за всё, что они в этих тяжелых условиях делают, им поклон низкий, честь и слава и простое человеческое спасибо.
- Синод недавно издал распоряжение о том, чтобы в епархиях реализовывалась программа обязательного научения, подготовки к крещению людей, желающих креститься, т.е. такая минимальная катехизация. Как это осуществляется в вашей епархии?
Архиепископ Пантелеимон: Это не только правильно - это давно нужно было сделать. В Орловской епархии это давно делается. И с детьми давно работаем в школах. Есть огромный коллектив педагогов, которые ведут это дело, и священники, которые в этом участвуют. К сожалению, народ не готов к повсеместной катехизации, есть люди, которые говорят «Да покрестите нас, мы и так веруем». И если священник без катехизации не крестит, они идут в другое место. Тут нужно искать золотую середину, но и строго вводить катехизацию.
- Может быть, нужны усилия на уровне епархии, чтобы обмениваться опытом?
Архиепископ Пантелеимон: Совершенно верно. Постепенно-постепенно, а теперь уже необходимо, чтобы на каждом приходе была катехизация. Это требование времени. В нашей епархии проблемы нет, это не воспринимается как какое-то новое явление. По-старому у нас никто не работает. То, что делают Святейший патриарх и Синод - очень своевременно. Наш патриарх церкви Божьей отдает всю свою жизнь - как и все патриархи Русской церкви в самые сложные времена. Его боль за наше общество действительно огромна, и он передает её епископату и всему духовенству.
Беседовал Максим Дементьев