Душевный байк
(байкерская мудрость)
... велосипедная лихорадка. Преподы рассекают на байках дорожные пробки, дабы не опоздать на лекцию. Директора фирм шокируют подчиненных появлением в офисе в маунтбайкерском щлеме. Тинэйджеры убивают родителей наповал громадными суммами за новый триальный вел. Налицо, и не только, все симптомы алюминиевой лихорадки.
Железный занавес рухнул, а с ним рухнули в небытие и железные велосипеды советских времен. Но их призрак еще бродит по стране. Чтобы уберечь вас от этих многокиллограмовых призраков и от горького разочарования в будущем, мы беседовали с самым-самым байкером в Ижевске, чья деятельность и судьба стали уже почти легендой - с Сергеем Машковцевым, руководителем Ижевской компании «Мастера Титановых Изделий» (МТИ).
- На улицах Ижевска велосипедов прибавилось...
- Да, и я очень рад этому.
- Но есть и обратная сторона педали: на волне велосипедной моды люди напокупали себе и своим детям невесть что. Громыхающее, скрипящее, двух- и трехподвесное...
- К сожалению, при покупке порой ориентируются на нелепые слухи или просто приходят в магазин и берут то, что производит внешнее впечатление, да еще и подешевле. Другими словами, покупают не велосипед, а макет велосипеда, который через неделю превращается в хлам.
- На что же нужно ориентироваться?
- Прежде всего, нужно учитывать свои собственные физические данные: рост, вес и т.п. Желательно к моменту похода в магазин знать свой стиль катания.
- По своему опыту знаю, что сразу это определить невозможно! Как решить, что мое: комфортная езда по городу или безумные прыжки с трамплинов, гонки по шоссе или родному бездорожью?
- Самым лучшим выходом будет, если ты недельку-другую пообщаешься с людьми, которые катаются уже давно и знают в этом толк. У нас в городе много байкерских тусовок, а в Сети полно информации. Добро пожаловать на форум http://extreme.cometel.ru/
- Я измерил свой рост и определился со стилем катания. Можно идти и покупать?
- В принципе, хорошему продавцу и этого будет достаточно, чтобы предложить подходящую модель велосипеда. Только не делайте ошибок, которые до вас совершали очень многие:
- дешевые стальные велосипеды очень тяжелые. А для вашего ребенка тем более - это станет настоящей каторгой!
- велосипеды с креплением колес гайками, и вообще с обилием гаек, морально и технически устарели. Как и велосипеды со стальными ободами колес.
- некоторые велы покрываются сплошь хромом или никилем. Но не все то золото, что блестит!
- у откровенно дешевых двухподвесов вместо заднего амортизатора стоит стальная пружина, при езде сильно отдающая в позвоночник. Катание на таких велосипедах может закончиться на больничной койке.
Двухподвес, то есть велосипед с передней и задней амортизирующей подвеской - это изначально даунхильный байк. То есть созданный для скоростного спуска с горы. Использование двухподвеса в других стилях не всегда оправдано: он гораздо больше по массе и кататься на нем тяжелее. Пожалуй, о велосипеде с двумя амортизаторами имеет смысл думать лишь при очень большом весе байкера и экстремальной манере езды.
- Постараемся не наступать на все эти грабли. А что можно посоветовать тем, кто хочет приобрести байк с уклоном в тот или иной стиль? Какие технологии сегодня помогают байкерам жить?
- Начинать лучше с недорогого хардлейта (одноподвеса). Многих сейчас привлекает комфортный стиль катания: максимум удобств, минимум усилий. Современные велики имеют прочные и легкие алюминиевые обода на колесах, малый вес, переднюю амортизационную вилку. Это уже стандарт. Мы живем в 21-м веке, а не в 20-м. Поэтому требуйте наличия всего этого, когда будете покупать любой велосипед. Для ценителей комфорта в магазинах всегда найдутся алюминиевые рога на руль (сильно облегчают жизнь на больших дистанциях и на подъемах), гелиевые седла (принимают под вами форму, свойственную. Только вам). Регулируемый вынос руля позволит поднять руль и ехать с прямой спиной. А вот амортизационный подседельный штырь использовать не стоит, принцип его работы такой же, как у «амортизаторов» на дешевых двухподвесах (см. выше).
Есть велики и для любителей погонять по пересеченной местности (кросс-кантри). Кросскантрийщикам не стоит экономить на качестве своих тормозов. Очень желательно, чтобы они были дисковыми (Magura, Avid, Hayes). Обода должны быть обязательно двойными (Mavic, SunRims, Alex), а втулки качественными (DT, Formula). Вилка и рама для кросс-кантри - это половина велосипеда. Рама должна быть специально разработана для этого стиля, а вилка выдерживать значительные нагрузки и иметь большой ход (Marzocchi, Manitou, Rock Shox).
- А что есть для гонщиков?
- Любителям вдарить по шоссе под 60 км/час нужно постоянно заботиться о том, чтобы их байк « не потолстел». Узкие алюминиевые обода, сликовая узкая резина, рама из качественного жесткого материала - всё, чтобы кардинально снизить вес.
- Вот тут-то и нужен титан!
- Мы делаем титановые рамы для всех стилей катания, начиная с комфортного, заканчивая даунхилом и фрирайдом. Наши покупатели - в основном люди, которые уже определились, к чему лежит их душа. А в сочетании с нашим индивидуальным подходом и качественной навеской это дает замечательный результат.
Каждый собранный нами велосипед - единственный в своем роде экземпляр, от спицы до рамы.
- Чем покорил вас титан, почему вы начали им заниматься?
- Титан - уникальный по своим качествам материал. Он более прочный и упругий, чем алюминий. Не поддается коррозии. Когда вы едете на титановом велосипеде, то металл работает «на вас»: за счет высокой жесткости рамы КПД вашей работы ногами выше, амортизация лучше, а ошибки, которые вы допустите при езде, не приведут к роковым результатам. Не случайно подводные лодки делают из титана. Даже при авариях и экстремальных падениях титановые рамы, в отличие от алюминиевых, поддаются сварке и ремонту. Дело в том, что алюминий, который сегодня модно подвергать всевозможной обработке (вроде гидроформинга) с целью скомпенсировать низкое качество материала, неминуемо теряет при этой обработке свою жесткость.
- Ну да, я и сам уже научился гнуть байк, держа его за руль и нажимая сбоку одной ногой на педаль.
- Так наглядно проверяется торсионная жесткость рамы. Если при этом она гнется, то будет «гулять» под вами и при подъеме в гору. Вообще при интенсивном движении.
- С титаном этот трюк не пройдет?
- Нет, конечно. Мы используем только проверенный титан, а качество сварки даже не сравнить с тем, что было когда-то на заре производства титановых рам у нас в республике. Именно поэтому мы даем гарантию на наши рамы даже в случае их спортивного (!) использования.
- Я катаюсь зимой и заметил, что даже в тридцатиградусный мороз титановая рама остается теплой.
- Это объясняется уникальными свойствами металла. Титан близок человеческой природе, он как будто живой, дышит. Поэтому его много лет успешно применяют и в медицине.
Материал предоставлен студенческой православной газетой GAUDEAMUS. На сайте издания вы можете ознакомиться с полным текстом интервью.