«500 лет истории европейских часов»: почему крест и череп – лучшая часовая форма? (ФОТО)
«На самом деле, это выставка о том, как на протяжении пяти столетий человечество пыталось овладеть временем и достигнуть наиболее точного его измерения. И мне кажется, что именно эта точка зрения сегодня, когда время столь ценно, должна быть взята как одна из исходных точек анализа исполнения этой выставки», - отметила заместитель директора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова.
Она также рассказала о том, что в процессе подготовки выставки было совершено одно интересное открытие, уточнение атрибуции.
«На выставке представлены часы, на которых, как считалось раньше, изображена какая-то аристократическая пара из Восточной Европы. Когда мы посмотрели на это изображение, то сразу поняли, что на этих часах изображен не кто иной, как император Александр II с супругой Марией Александровной», – сказала Зельфира Трегулова.
62 - часы с портретом императора
Если пройтись по выставке и обратиться к истории часов, станет видно, что одним из главных вопросов, который занимал часовых мастеров, была форма. Это особый и очень изящный мир. Сейчас, когда многое приходится делать на бегу и лишь бы было удобно, кажется необычным, сколько внимания и труда уделялось предмету, созданному для чисто практической цели - измерения времени.
Карманные часы-будильник, Париж, 1730 год
Корпуса первых часов чаще всего были цилиндрическими, потому что это соответствовало форме часового механизма. Часы носили на груди на шнурке или на цепочке как подвеску.
Потом в моде появились изящные ароматические подвески с мускусом, и по аналогии с ними часам стали предавать сферическую форму.
Около 1510 года появились часы так называемой «фантазийной» формы. Не имея возможности добиться точности хода, часы снабжали лишь одной стрелкой, которая показывала часы, но зато всячески украшали. Сначала к изысканным часам необычной формы относились как к диковинкам, а потом перестали ими интересоваться.
5 - часы подвесные в виде желудя, Швейцария. 1830 год. 1 - Карманные часы с одной стрелкой,
Шотландия, 1585 год. 2 - Карманные часы двенадцатиугольные с одной стрелкой, начало XVII века
Карманные часы с брелоком, Франция, около 1800 года
Только в XIX веке мода на часы разнообразной и необычной формы разгорелась с новой силой.
Карманные часы "Madonna Cella Sedie", 1830 год
Часы стали делать в виде животных, птиц, морских раковин, фруктов, цветов… А еще часам придавали форму креста или черепа, что должно было служить напоминанием о проходящем времени.
Часы подвесные в форме креста. Слева - из Германии, 1640 год. Справа - из Праги, около 1700 года
Часы-подвеска в форме креста. Около 1870 года
Наручные часы-браслет, вторая половина XIX века
Наручные часы получили массовое распространение в XX веке, а вот возникли по меньшей мере в XVI веке: королева Англии Елизавета I получила подобные часы в подарок.
В начале XIX века появились часы на тканевом ремешке, потом - часы-браслет, которые можно было носить также на шейной цепочке. Вскоре возникла целая линия женских часов, выполненных в сотрудничестве с ювелирными фирмами. Есть мнение, что до 30-х годов XX столетия женщине появляться в обществе с таким практическим предметом, как часы, было неприлично, поэтому их «маскировали» под драгоценные украшения.
Наручные часы-браслет "101 Jewlerry", 1934 год
Часы "Cadenas", 1939 год
Мужские наручные часы стали популярными лишь в конце Первой мировой войны: многие офицеры из практических соображений предпочитали носить часы на запястье, а не в кармане.
В годы между двумя мировыми войнами появились часы с водостойким корпусом, механизмы с системой автоматического завода, устойчивые к ударам и механическим повреждениям стекла.
Морской хронометр, Швейцария, 1930 год
Дорожные часы, Швейцария, около 1930 года
В 1950-х началась «борьба» между механическими часами и часами, часами, выполненными с применением новейших электронных технологий. Механические часы достигли предела своих технических возможностей и не могут более соперничать в точности с кварцевыми часами. Функциональность стала уделом новейших технологий, а традиционное часовое искусство обратилось к использованию сложных механизмов, которыми некогда снабжались лучшие карманные часы XIX века. Главная цель современных часовых мастеров - стремление создавать наручные часы с очень сложными механизмами. Их изделия - предмет интереса коллекционеров и ценителей.
На выставке
В России первое известное свидетельство о появлении часов восходит к 1404 году, когда афонский монах Лазарь установил в Москве на башне дворца великого князя Василия Дмитриевича часы с боем. В XVI и XVII веках Спасская и Троицкая башни Кремля были оборудованы башенными часами, которые переделывались несколько раз.
В XVIII веке во времена правления Петра Великого активно развивались контакты с Европой, в том числе и с европейскими часовыми мастерами.
Императрицы Екатерина I, Елизавета и Екатерина II привозили из Англии и Франции маятниковые и карманные часы, изготовленные величайшими мастерами того времени. Часовое дело в России было чрезвычайно востребовано, например, некоторые корабли морского флота были оборудованы точными хронометрами, Сенат использовал большое количество часов и измерительных приборов в картографических работах, Академия наук помогала часовщикам в исследовательской работе.
Хронографы
Первые часовые мануфактуры в России появились в конце XVIII века, в первой половине XIX века в Санкт-Петербурге была открыта часовая школа, а швейцарские мануфактуры открывали в России филиалы или отправляли в Москву своих уполномоченных.
Революция 1917 года ознаменовала конец культуры высокого часового искусства в России. В 1927 году был издан декрет советского правительства о создании национальной часовой промышленности. Было предусмотрено учреждение в Москве первой и второй государственных часовых фабрик. Годовой объем их производства должен был составлять 500 тысяч карманных часов и столько же больших маятниковых часов. Оговаривалось, что производственные технологии будут заимствованы у швейцарских и американских часовых заводов.
Часовое дело развивалось в течение 1930-1940-х, во время Второй мировой войны было практически полностью остановлено и возродилось лишь после 1945 года.
В современной России высокое часовое искусство по праву стало объектом пристального интереса, а часы – желанным предметом в коллекциях ценителей.
Экспозиция продлится до 10 ноября 2011 года.