«Наследие преподобного Нила»: святыни Нило-Столобенской пустыни впервые выставлены в светском музее

28 октября 2011 года выставка «Наследие преподобного Нила» начала работать в московском музее «Дом иконы». В первый раз Нило-Столобенская пустынь предоставила свои святыни светскому музею, впервые за два века чудотворная скульптура преподобного Нила Столобенского покинула Столобенский монастырь.

Преподобный Нил
Скульптура преподобного Нила. Фото Ю. Зайцевой

Нило-Столобенская пустынь отмечает 20-летие возрождения монашеской жизни. За два десятилетия удалось не только собрать братию и начать восстановительные работы, но и найти  уникальные памятники, связанные с дореволюционной жизнью обители.  В начале июля 2011 года в Ниловой пустыни открылся музей, а сегодня его бережно собранные людьми экспонаты можно увидеть в Москве.

Епископ Бежецкий Адриан
Епископ Бежецкий Адриан

- Это очень большое и значимое событие, когда музей сегодня представляет свои святыни, - отметил епископ Бежецкий Адриан, викарий Тверской епархии. -  Монастырь, открывая сегодня свою экспозицию, может привлечь людей, которые еще далеки от Церкви, с тем, чтобы они соприкоснулись с этой святыней, увидели  ту духовность, которая выражена здесь, чтобы приехать, увидеть, окунуться в это духовное пространство с тем, чтобы в душе появилась потребность в духовной жизни.

Иеромонах Митрофан, насельник обители, рассказал корреспонденту «ТД», что  сначала хотели сделать фотовыставку,  а потом, поскольку в обители открылся музей, решили привезти в Москву также и музейные святыни.

- Я в монастыре с 1991 года, - рассказал отец Митрофан. - Когда только пришел, была такая разруха – как в пустыне. В первые дни не было даже нормальной еды, питались, как могли. И не все удерживались, потому что было тяжело: ни отопления, ни света. С благодатью Божией, по молитвам преподобного Нила, как-то выжили.

Большая часть выставленных фотографий – его работы.

- Снимать я начал, конечно же, не с первых дней пребывания в обители, а только с 1997 года, - вспоминает отец Митрофан. - Я до монастыря любил фотографировать, а так вообще хотел начать писать иконы, а для этого нужно было их фиксировать, появился фотоаппарат, и потом уже стал снимать монастырскую жизнь.  Самые дорогие для меня снимки, конечно – портреты, потому что на них запечатлены лица людей. Там присутствуют фотографии нашего наместника покойного, братии…

Фото на стенде - одни из последних снимков наместника Нило-Столобенского монастыря архимандрита Вассиана (Шуста)
Фото на стенде - одни из последних снимков наместника Нило-Столобенского монастыря архимандрита Вассиана (Шуста)

Часть снимков использовались в качестве иллюстраций в книгах, но для экспозиции были  напечатаны впервые. После Москвы их планируют выставить в собственном монастырском музее.

Это музей по-своему уникален.  Его директор Марина Селюкова рассказала «ТД» о том, как собиралась музейная коллекция:

- В советское время были приложены усилия не только для того, чтобы разрушить до основания саму Нилову пустынь, камня на камне там не оставить, но и чтобы уничтожить память о ней, а для этого старались уничтожить все материальное.  Вот в витрине в киоте фигурочка преподобного  Нила в ризах (такие фигурки вообще – уникальное явление, России несвойственное, только для Ниловой, для Осташковского уезда). И вот люди знали, что за  хранение таких фигурок полагается тюрьма. А за серебро и золото – по сути, того, что из алтаря – сразу расстрельная статья. Однако и миряне, и священники сохраняли эти предметы, невзирая ни на что, сохраняли. И когда Нилова начала возрождаться,  люди стали приносить  сохраненные вещи. И приносят до сих пор. Рассказывают, например, что купили недалеко от монастыря старый дом. Полезли на чердак – а там иконы, фигурки, книги…  Поэтому всем, кто приходит в музей, мы  объясняем, что предметов собственно из Ниловой пустыни у нас мало, но все экспонаты – иллюстрации к той духовной жизни, которая исходила из Ниловой пустыни и отражалась на жизни всей округи.

Преподобный Нил
Фигурка преподобного Нила в киоте. Фото Ю. Зайцевой

Жители окрестных поселений вообще были очень связаны с монастырем: приходили в обитель молиться, приложиться к мощам преподобного Нила, испросить благословения…

Что касается монастырского музея, идея его открытия принадлежит патриарху Алексию II.  В 1995 году, когда мощи преподобного Нила переносили из Осташкова в пустынь (и был установлен праздник – перенесение мощей, 9 июля), Патриарху показали музейное хранилище, в котором уже были собраны какие-то предметы, принесенные людьми. Осмотрев его, Святейший сказал, что в таком виде это оставаться не должно, потому что собранное должны видеть люди. И вот спустя 6лет музей в обители был устроен.

Преподобный Нил
Антиминс и Евангелие. Фото Ю. Зайцевой

О том, как собирали экспонаты, можно говорить отдельно.

- Отдавали икону 18 века, - вспоминает Марина Селюкова. – Заметьте: просто отдавали семейные реликвии, связанные с преподобным Нилом. И вот хозяйка этой иконы сейчас приезжает, подойдет к ней,  помолится и скажет: «Ну, дорогая, стой, стой тут».

Много чего было найдено по чердакам и подвалам, в частности, огромное распятие размером больше человеческого роста, которое нашел наместник монастыря отец Аркадий. Он рассказывал, что, когда нес его, сам себе говорил: «А ведь у Христа крест был тяжелее». Распятие огромное, как живое, там прекрасная резьба. Но на него смотреть  страшно, потому что откручены руки, отломаны ноги.

В Москву распятие не привезли, зато выставили немало других интересных предметов. В частности – схиму, которой укрывали лицо преподобного Нила. К схиме приделаны шнурочки с кисточками: из благоговения те, кто ухаживал за мощами, не касались ткани схимы, а снимали ее, держась за эти шнурочки. Рядом в витрине – удивительно красивый покров с мощей преподобного, расшитый кручеными золотыми и серебряными нитями – канителью.

Покров с мощей преподобного Нила
Покров с мощей преподобного Нила

Эти покровы, иконы,  чаши, резные скульптурки  и прочие предметы, некогда с любовью приготовленные кем-то для обители, сегодня позволяют немного понять, чем жили люди до революции, что для них было определяющим. 

Преподобный Нил
Вырезанные из дерева фигурки преподобного Нила. Фото Ю. Зайцевой

- Сегодня, отмечая 20-летие, мы можем сказать, что монастырь  входит в фазу своего особого развития, - сказал наместник Нило-Столобенского монастыря архимандрит Аркадий (Губанов). Строительные работы имеют свое место, но не являются главным, тем, что определяет возрождение монастыря. Главным является та духовная жизнь, которая за 20 лет уже получила свое особое формирование. Мы пережили годы лихолетий, и связь с прежним монастырем была прервана. Но Господь так все устрояет, что эта связь снова и снова входит своей благодатью в новых и новых людей, которые приходят, желая отдать свою жизнь Господу. Как это происходит?  Это чудо. Нет, может быть, старцев, нет тех традиций, но благодаря Церкви Небесной и Церкви Земной и их единению через Господа Спасителя, через Таинства Церкви, через почитание святых угодников Божиих и происходит жизнь, которая всегда есть в Церкви – жизнь благодатью Духа Святаго. 

Епископ Бежецкий Адриан и архимандрит Аркадий (Губанов)
Епископ Бежецкий Адриан и архимандрит Аркадий (Губанов)

Во время открытии выставки немало говорилось о том, что надо искать точки пересечения религии и культуры. Епископ Бежецкий Адриан поделился своим мнением с читателями «ТД»:  

- Надо определиться, что такое религия, что такое культура. Культура – это выражение меня, моего состояния, вовне. Это же духовность. Но может быть не такого порядка, как та, которая напрямую соединяет меня с Богом, но она приводит меня к Богу. Вот я смотрю на эту икону, и меня возникают какие-то мысли о том, что есть какой-то иной мир, а ведь его выражал человек, который внутри себя имел духовность. И чем выше она, тем ярче выражение. Поэтому не то что надо искать – а эти точки пересечения есть.

- А если речь идет о произведении светского искусства?

- Прекрасное всегда раскрывает душу человек и заставляет его думать о жизни. Когда мы смотрим на то, что выразил человек – а выразить может только духовный человек – мы непосредственно входим в эту духовность, наверное, заражаемся этим. И в какой-то момент можно вырасти из своей незначительной духовности в пространство, которое предлагает автор того или иного произведения – живописи, литературы или чего угобно. Это может дать толчок для того, чтобы обратиться к религиозной духовности.

стенд
На выставке

- Какие экспонаты нынешней выставки Вы могли бы выделить?

- Здесь все зависит от внутреннего состояния души и что человек ищет. В фотографиях я смотрю исторические вехи, лица. В иконе - совершенно другое.

Я благочинный монастырей Тверской епархии и все это знаю, и все это мне очень близко.  И каждая вещь, здесь выставленная, для меня дорога и вызывает какие-то свои чувства.

- Какие воспоминания связывают Вас с Ниловой пустынью?

- В первый раз я там оказался около 19 лет назад, когда пустынь была совсем разрушена. Я жил там как монах, трудился, расчищая завалы, которые там были, и испытывая все радости начинающейся духовной жизни. Было очень интересно.  Всякое дело, которое начинается, потому что там, где не было ничего – вдруг начинается жизнь. Было запустение – и вот в монастыре началась молитва, труд…  Это же великолепное дело – когда братство собрано в единомыслии. А сейчас уже видишь не только возросшую Нилову пустынь, но и людей, которые сохранили себя и приумножили свои лучшие качества.

Выставка в музее "Дом иконы" продлится до 13 ноября 2011 года.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале