Лазарь Четверодневный, друг Христов
Лазарь – человек, которого Сам Господь называет своим другом.
«Лазарь, друг наш, уснул», - это удивительные слова. Они предваряют воскресение Лазаря – человека, который умер 4 дня назад и чье восстание из мертвых предвозвещает, прообразует собой смерть и воскресение Христа. Они говорят о смерти не как об окончании жизни, но как о сне - явлении временном и мирном (вспомним, что впоследствии слово «успение» в значении «смерти» применяли к Матери Божией). Они содержат в себе указание на очень близкие и доверительные отношения с Богом – дружбе.
Вспоминая историю Лазаря, нельзя не задуматься и о том, почему его – и только его одного – Господь прямо назвал Своим другом.
Что такое вообще эта дружба? И как можно понять суть дружеских отношений с Самим Богом, если руководствоваться Евангелием?
В повествовании о Лазаре внутреннее содержание их дружбы не раскрывается (сказано только, что сестры Марфа и Мария, посылая Христу весть о том, что Лазарь болен, называют его «тот, кого Ты любишь»). Но Сам Спаситель говорит о нем по другому случаю:
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15:12-17).
Христос говорит тут о нескольких вещах. Дружба неразрывно связана с любовью, и высшее проявление любви – готовность отдать за друга жизнь. Друзьями Сына Божия можно считать тех, кто исполняет данные Им заповеди. Раб лишен знания, другу же открыто все. И не люди избирают Сына Божия, но Он Сам избирает себе апостолов.
Эти слова могут быть применимы к любому христианину. Спаситель отдал Свою жизнь за каждого из нас и сделал это по любви к каждому человеку. И всякий раз при совершении проскомидии и принесении бескровной Жертвы таинство совершается как плод и одновременно актуализация Крестного Подвига Спасителя.
Через пророков Он сообщил людям о своем грядущем рождении, через апостолов и церковных писателей последующих веков раскрыл людям, что такое человек, как устроена его жизнь, каково устроение Церкви и так далее. Пожалуй, из того, что касается различных обстоятельств земной жизни и принципов отношения людей с Богом и друг с другом, мы не знаем одного – дня и часа Второго Пришествия Христа, окончания времени и начала Страшного Суда.
Это действия со стороны Бога.
Ясно также и то, что требуется от нас: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». И далее: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
Что касается жизни Лазаря после его воскресения, то мы о ней знаем немного. Он прожил еще 30 лет, был епископом и проповедовал на острове Кипр. Там же и умер.
Изготовив ковчег для тела этого праведного человека, мастера сделали на нем краткую надпись, которая отражала все – и праведность, и жизнь по заповедям, и особенную близость к Богу: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».