Толкин о Церкви: «Когда нас побуждают от нее отречься»
Из письма к Майклу Толкину. Отрывок[i].
Примечание: Дж. Р. Толкин был католиком, об этом не следует забывать, читая письмо, тем не менее, нам представляется сохранить текст без купюр, ибо он, представляет, с нашей точки зрения, общехристианскую ценность. (Ред).
... «Течения» в церкви... это серьезно, особенно для тех, кто привык видеть в ней утешение и «рах»[ii] в периоды мирских смут, а не еще одну арену раздоров и перемен. Но представь себе ощущения тех, кто родился (как я) в промежуток между Золотым и Бриллиантовым юбилеями Виктории. И ощущения, и представления о безопасности и надежности у нас постепенно отнимались. И вот мы теперь стоим, нагие и беззащитные, перед лицом воли Господней, в том, что касается нас самих и нашего места во времени. «Вот мы и вернулись к нормальному состоянию» - в категориях политических и христианских, - как однажды сказал мне некий профессор-католик, когда я сетовал, что мир мой рушится, - а началось это вскорости после моего совершеннолетия. Я отлично знаю, что тебе, как и мне, Церковь, некогда представлявшаяся надежным прибежищем, теперь зачастую кажется ловушкой. А больше податься и некуда! (Я вот думаю про себя, а не испытывали ли последователи Господа в Его земной жизни это самое отчаянное ощущение, последнее прибежище верности, последнее прибежище верности, причем куда чаще, чем это отражено в Евангелиях?) Наверное, ничего нам не остается, кроме как молиться, за Церковь, за Христова Наместника, и за себя самих; а тем временем упражнять добродетель верности, которая на самом деле только тогда и становится добродетелью, когда ты побуждаем от нее отречься. Разумеется, в нынешней ситуации множество составляющих перемешаны в беспорядке, хотя на самом деле самом деле радикально отличны друг от друга (как, скажем, в поведении современной молодежи, которое отчасти вдохновляется похвальными мотивами, такими, как протест против регламентации, против однообразия - что-то вроде затаенной романтической тоски по «кавалерствованию»[iii], и совсем не обязательно ассоциируется с наркотиками или культами праздности и разврата). «Протестантские» поиски «простоты» и прямоты в прошлом - что заключает в себе по большей части благие или, по меньшей мере, понятные мотивы, - несомненно, ошибочны и даже тщетны. Поскольку о «раннем христианстве» сегодня, невзирая на «изыскания», мы по большей части так ничего и не узнаем; поскольку «первозданная простота» - ни в коей мере не гарантия ценности и в значительной степени был и есть отражением невежества. Серьезные нарушения были столь же свойственны христианскому «литургическому» поведению изначально, как и сейчас. «Критика «эвхаристического» поведения со сторон апостола Павла - достаточное тому доказательство!) И еще более - потому, что Господь задумал ее как живой организм (уподобленный растению), который развивается и меняется внешне через взаимодействие завещанной ему жизни в благодати и истории - конкретных обстоятельств того мира, в который он помещен. Между «горчичным зернышком»и взрослым деревом нет ни малейшего сходства. Ибо те, кто живет во времена раскидистой кроны, знает лишь Дерево, ибо история живого организма - часть его жизни, а история организма божественного - священна. Мудрые, возможно, знают, что началась он с зерна, однако напрасно было бы пытаться его выкопать, ведь зерна более не существует, а силы и ценность его ныне вобрало в себя Дерево. Очень хорошо; но в земледелии заботиться о Дереве должно властям, хранителям Дерева - в меру своего разумения, - в меру своего разумения, подравнивать его, обрубать загнившие ветви, истреблять вредителей и так далее. (С трепетом душевном, сознавая, как мало нам ведомо о его росте!) Но ежели они одержимы желанием вернуться к зерну или хотя бы к первой юности растения, когда оно было (как им представляется) прекрасно собою и не затронуто злом, они наверняка причинят немалый вред. Второй же мотив (который ныне столь часто смешивается с приверженностью к раннему христианству, причем даже в сознании любого из реформаторов): aggiornamento[iv], осовременивание; в нем таятся свои серьезные опасности, как было явлено в ходе истории. ...
(1967-1968 гг.)
[i] Цит. по Толкин Дж. Р.Р. Письма. - М.: Эксмо, 2004.
[ii] Мир (3)
[iii] «Кавалерами» в период Английской буржуазной революции (1640-1653) назыались роялисты, сражавшиеся на стороне Карла I.
[iv] Обновление, «осовременивание» (ит); как термин, употребляется главным образом по отношению к начавшемуся со Второго Вселенского Собора (1962-1965) процессу обновления церковной жизни, в основе которого лежит применение учения Церкви к современном условиям.